Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ

В ч. 8 раздела второго регулируется процедура открытия первого заседания Совета Федерации. В гл. 5 Конституции "Федеральное Собрание" не определены срок и порядок открытия первого заседания Совета Федерации, что обусловило необходимость отразить в заключительных и переходных положениях вопрос о сроке созыва и порядке открытия первого заседания Совета Федерации. Данный вопрос решен во втором разделе Конституции с учетом также нормы ч. 2 ст. 96, гласящей, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. В ч. 8 определено, что Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания, т.е. в такой же срок, как и Государственная Дума, что в итоге обеспечивает одновременность функционирования палат Федерального Собрания.

Норма, содержащаяся в ч. 8, о том, что первое заседание Совета Федерации открывает Президент, имеет большое значение. Тем самым подчеркивается особый статус Совета Федерации, значительная политико-конституционная специфика его правового положения.

Последняя часть раздела второго – ч. 9 – целиком посвящена статусу депутатов Государственной Думы и депутатов Совета Федерации.

Первый абзац содержит две важные конституционно–правовые нормы

О первой норме надо сказать подробнее Депутат Государственной Думы может одновременно являться членом Правительства. Это временное исключение из общего правила, установленного в ч. 3 ст. 97, в соответствии с которой депутаты Государственной думы не могут находиться на государственной службе. Следует заметить, что в ряде зарубежных стран отсутствует запрет на совмещение депутатского мандата с государственной службой. Этот вопрос в других странах решается по-разному. В странах с парламентарной формой правления, как правило, члены правительства должны быть парламентариями или даже депутатами только нижней палаты (Великобритания, Индия, Германия), а при дуалистических и некоторых смешанных формах правления характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом (Болгария, Австрия, Франция, США)1.

Частью 9 также установлено определенное ограничение иммунитета (неприкосновенности) депутатов Государственной Думы –

1 Подробнее об этом см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 292.



Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ                         509

членов Правительства РФ в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей. Статья 98 Конституции устанавливает в целом правовые основы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на весь срок их полномочий.

Депутатская неприкосновенность в соответствии с ч. 1 ст. 98 заключается в запрете на их задержание, арест, обыск и личный досмотр. Это неприкосновенность от некоторых видов действий уголовно-процессуального характера. В ч 9 говорится о нераспространении положений Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия или бездействие, связанные с выполнением служебных обязанностей, т.е. ограничения неприкосновенности депутатов – членов Правительства распространяются на любые уголовно наказуемые деяния, если они связаны с выполнением служебных обязанностей.

Во втором абзаце ч. 9 частично и временно урегулирован статус депутата Совета Федерации. Во-первых, это единственная конституционная норма, в которой применен термин "депутаты Совета Федерации первого созыва", что обусловлено их избранием всенародным голосованием. В ст. 97, 98 представители от субъектов РФ в Совете Федерации именуются "члены Совета Федерации" В ч 9 устанавливается, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Это понятно, поскольку депутатами Совета Федерации были избраны главы республик, краев, областей и других субъектов РФ, т.е. соответствующие должностные лица. В целом же статус члена Совета Федерации, детали его первого положения призван урегулировать предусмотренный ч. 2 ст. 96 Конституции федеральный закон.

1 См также: Конституция Российской Федерации. Комментарий. С. 594.


Новые книги издательской группы ИНФРА●М – КОДЕКС


Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Официальный текст

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации.

Под общей ред. проф. В.Ф. Яковлева и проф. М.К. Юкова

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1995 г.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1995 г

Ефимова Л.Г. Сборник образцов банковских документов.

Практическое пособие

История правовых и политических учений.

Учебник для вузов. Научный редактор – член корр. РАН B.C. Нерсесянц

Кашанина Т.В. Коммерческие общества и товарищества: правовое регулирование внутрихозяйственной деятельности.

Учебное и практическое пособие

Водный кодекс Российской Федерации.

Официальный текст по состоянию на 30 января 1996 г.

Конституция Российской Федерации

Оформить подписку и приобрести наши книги Вы можете по адресу:

Москва, Средний Кисловский пер., дом 3, подъезд 2, 2-й этаж ("Юридическая книга");

127247 Москва, Дмитровское шоссе, 107, ИНФРА●М

Для писем:

115477 Москва, а/я 11;

127247 Москва, Дмитровское шоссе, 107, ИНФРА●М

Тел.: (095) 229-65-61, 229-84-43, 485-71-77


Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.


Конституционное право Российской Федерации

Учебник для вузов

Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.

Лицензия № 071076 от 5 августа 1994 г

Подписано в печать 26.12.95г. Формат 60х90/16.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Уел печ. л. 32.

Тираж 11 000 экз. Заказ № 899.

Издательская группа ИНФРА • М – КОДЕКС

103009, Москва, Средний Кисловский пер, д. 3

127247, Москва, Дмитровское ш., 107

Тел.: (095) 485-70-63, 485-74-00, 229-65-61

Отпечатано в АООТ "Ярославский полиграфкомбинат"

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: