В ч. 8 раздела второго регулируется процедура открытия первого заседания Совета Федерации. В гл. 5 Конституции "Федеральное Собрание" не определены срок и порядок открытия первого заседания Совета Федерации, что обусловило необходимость отразить в заключительных и переходных положениях вопрос о сроке созыва и порядке открытия первого заседания Совета Федерации. Данный вопрос решен во втором разделе Конституции с учетом также нормы ч. 2 ст. 96, гласящей, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. В ч. 8 определено, что Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания, т.е. в такой же срок, как и Государственная Дума, что в итоге обеспечивает одновременность функционирования палат Федерального Собрания.
Норма, содержащаяся в ч. 8, о том, что первое заседание Совета Федерации открывает Президент, имеет большое значение. Тем самым подчеркивается особый статус Совета Федерации, значительная политико-конституционная специфика его правового положения.
Последняя часть раздела второго – ч. 9 – целиком посвящена статусу депутатов Государственной Думы и депутатов Совета Федерации.
Первый абзац содержит две важные конституционно–правовые нормы
О первой норме надо сказать подробнее Депутат Государственной Думы может одновременно являться членом Правительства. Это временное исключение из общего правила, установленного в ч. 3 ст. 97, в соответствии с которой депутаты Государственной думы не могут находиться на государственной службе. Следует заметить, что в ряде зарубежных стран отсутствует запрет на совмещение депутатского мандата с государственной службой. Этот вопрос в других странах решается по-разному. В странах с парламентарной формой правления, как правило, члены правительства должны быть парламентариями или даже депутатами только нижней палаты (Великобритания, Индия, Германия), а при дуалистических и некоторых смешанных формах правления характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом (Болгария, Австрия, Франция, США)1.
Частью 9 также установлено определенное ограничение иммунитета (неприкосновенности) депутатов Государственной Думы –
1 Подробнее об этом см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 292.
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ 509
членов Правительства РФ в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей. Статья 98 Конституции устанавливает в целом правовые основы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на весь срок их полномочий.
Депутатская неприкосновенность в соответствии с ч. 1 ст. 98 заключается в запрете на их задержание, арест, обыск и личный досмотр. Это неприкосновенность от некоторых видов действий уголовно-процессуального характера. В ч 9 говорится о нераспространении положений Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия или бездействие, связанные с выполнением служебных обязанностей, т.е. ограничения неприкосновенности депутатов – членов Правительства распространяются на любые уголовно наказуемые деяния, если они связаны с выполнением служебных обязанностей.
Во втором абзаце ч. 9 частично и временно урегулирован статус депутата Совета Федерации. Во-первых, это единственная конституционная норма, в которой применен термин "депутаты Совета Федерации первого созыва", что обусловлено их избранием всенародным голосованием. В ст. 97, 98 представители от субъектов РФ в Совете Федерации именуются "члены Совета Федерации" В ч 9 устанавливается, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Это понятно, поскольку депутатами Совета Федерации были избраны главы республик, краев, областей и других субъектов РФ, т.е. соответствующие должностные лица. В целом же статус члена Совета Федерации, детали его первого положения призван урегулировать предусмотренный ч. 2 ст. 96 Конституции федеральный закон.
1 См также: Конституция Российской Федерации. Комментарий. С. 594.
Новые книги издательской группы ИНФРА●М – КОДЕКС
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Официальный текст
Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации.
Под общей ред. проф. В.Ф. Яковлева и проф. М.К. Юкова
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1995 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1995 г
Ефимова Л.Г. Сборник образцов банковских документов.
Практическое пособие
История правовых и политических учений.
Учебник для вузов. Научный редактор – член корр. РАН B.C. Нерсесянц
Кашанина Т.В. Коммерческие общества и товарищества: правовое регулирование внутрихозяйственной деятельности.
Учебное и практическое пособие
Водный кодекс Российской Федерации.
Официальный текст по состоянию на 30 января 1996 г.
Конституция Российской Федерации
Оформить подписку и приобрести наши книги Вы можете по адресу:
Москва, Средний Кисловский пер., дом 3, подъезд 2, 2-й этаж ("Юридическая книга");
127247 Москва, Дмитровское шоссе, 107, ИНФРА●М
Для писем:
115477 Москва, а/я 11;
127247 Москва, Дмитровское шоссе, 107, ИНФРА●М
Тел.: (095) 229-65-61, 229-84-43, 485-71-77
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.
Конституционное право Российской Федерации
Учебник для вузов
Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.
Лицензия № 071076 от 5 августа 1994 г
Подписано в печать 26.12.95г. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Уел печ. л. 32.
Тираж 11 000 экз. Заказ № 899.
Издательская группа ИНФРА • М – КОДЕКС
103009, Москва, Средний Кисловский пер, д. 3
127247, Москва, Дмитровское ш., 107
Тел.: (095) 485-70-63, 485-74-00, 229-65-61
Отпечатано в АООТ "Ярославский полиграфкомбинат"
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.