Билет 11. Д.Д. Шостакович – совесть эпохи. Жизнь, творчество, жанры и черты стиля

Величайший композитор 20 века, Дмитрий Дмитриевич Шостакович сочинял так, будто считал себя лично ответственным за неразумные деяния человечества. Уже при жизни признанный советский классик, Шостакович прошел жестокую школу жизни и сумел остаться человеком. Вдумайтесь! Сколько выпало на долю одной человеческой жизни художника с 1906 по 1975 год – это Первая мировая война, Октябрьская революция, голод, смерть отца, тяжелые годы работы и учебы в консерватории, Великая отечественная война, блокада Ленинграда, эвакуация, сталинские репрессии, «хрущевская оттепель», «холодная» война... и невозможность говорить правду словами. Свою личную свободу Шостакович мог проявить только в музыке, которая не требовала слов и пояснений.

Гений Шостаковича универсален. Он писал музыку во всех жанрах – музыку простую и очень сложную по содержанию. Наряду с оперой «Екатерина Измайлова» и оперой «Нос» - оперетта «Москва, Черемушки» и балет «Золотой век», трагические симфонии и детские пьесы «Танцы кукол», наряду с философскими по содержанию романсами на стихи Марины Цветаевой – песни для кинофильмов «Песня о встречном», «Родина слышит» и другие.

Но все-таки главным жанром в творчестве композитора является симфония. Их у Шостаковича 15 – это размышления о мире, человеке в мире, о людях и временах. Пятая симфония – симфония «величия человеческого духа», появилась, когда в застенках НКВД погибли друзья Всеволод Мейерхольд и Михаил Тухачевский. Седьмая «Ленинградская» посвящена любимому городу Шостаковича – опаленному войной, закаленному в боях, прекрасному в своем величии. Восьмая симфония прозвучала как Реквием по всем погибшим в годы Великой отечественной войны. Последние симфонии Шостаковича – 13, 14 и 15-я подводят итог жизни самого композитора.

       Сочинял Шостакович очень быстро, благодаря абсолютному слуху и великолепной памяти он работал за письменным столом, а не за роялем; симфонические произведения выписывал сразу в виде партитуры. При жизни в СССР было издано огромным тиражом 40-томное издание произведений Шостаковича.

Внешне всемирно признанный гений производил впечатление очень застенчивого человека, погруженного в свои мысли, но в кругу друзей-художников преображался, был душой компании. Друзьями Шостаковича могли себя с гордостью назвать такие замечательные люди как музыковед Игорь Соллертинский, маршал Михаил Николаевич Тухачевский, писательница Мариэтта Шагинян, музыканты квартета им. Л. Бетховена, композитор Михаил Блантер, скрипач Давид Ойстрах, пианист Святослав Рихтер, виолончелист Мстислав Ростропович и его жена певица Галина Вишневская.

Среди любимых композиторов Шостаковича, оказавших на него сильное влияние, назовем М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Великолепный стилизатор, Шостакович в полной мере пользовался всеми музыкальными достижениями и привносил в академическую музыку что-то свое. Так, он первый из серьезных композиторов стал использовать в своем творчестве такие «низкие» жанры как галоп, полька, фокстрот, танго, смело вводил в свои произведения «уличный жаргон». Барышни, обыватели, бюрократы, пьяницы, буржуи-капиталисты и пр. пр. современные Шостаковичу характеры подверглись его безжалостной музыкальной сатире.

Энтузиазм, индустриализация, вера в светлое будущее звучат в музыке Шостаковича как-то остро болезненно – композитор музыкально «документирует» настроения в советском обществе. Отношения Шостаковича со властью были очень напряженные. В 1948 году вышло постановление ЦК ВКПб об опере Мурадели «Великая дружба», в котором ведущим композиторам страны было предъявлено обвинение в формализме и антидемократизме и фактически запрещало писать музыку непрограммную, инструментальную.

В 1950 году состоялась поездка Шостаковича в качестве члена жюри на международный конкурс-фестиваль, посвященный 200-летию со дня смерти И.С. Баха в Германию. Конечно, цикл «24 прелюдии и фуги», посвященный Баху, был написан без слов, восхваляющих коммунистическую партию и советский строй!

Одним из первых композиторов-классиков Шостакович пишет музыку к кино – «Встречный», «Овод». Музыка к работам своего друга Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир» по драмам В. Шекспира – сейчас числится среди лучших достижений в этой области, наряду с музыкой Сергея Прокофьева и Энио Морриконе.

Поэтесса Мариетта Шагинян, пораженная смертью Шостаковича как-то сказала: «Утрата гения – тяжкий удар для всего человечества. Одно утешает – он уходит в бессмертие».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: