ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Социально-педагогическое сопровождение подготовки молодых людей к семейной жизни».
Группа «Профессиональное обучение»
Слушатель: Стельманчук Елена Леонидовна __________
(Фамилия Имя Отчество) (подпись)
Руководитель: _д. пед. н., профессор _Кривых С.В.___ _________
(ученая степень, звание) (Фамилия И.О.) (подпись)
Допустить к защите:
Научный куратор
группы _к.пед. н., доцент __ _Радевская Н.С._ _________ _________
(ученая степень, звание) (Фамилия И.О.) (дата) (подпись)
Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни………… 8
1.1. Сущность и содержание понятия «социально-педагогическое сопровождение подготовки молодых людей к семейной жизни». ………..8
1.2. Различные аспекты понимания семьи в современном мире. ………...19
1.3. Профессиональное соответствие специалистов по вопросам социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни………………………………………………………………………… 23
1.4. Объективная необходимость прицельного внимания к развитию института семьи и организации качественной профессионально грамотной поддержки молодёжи в этом направлении……………………………….... 26
1.5. Организация социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни. ……………………………..…………. 28
1.6. Существующие методики педагогического сопровождения воспитания семейных отношений молодежи в учреждениях культуры………………. 30
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 33
Глава 2. Аналитико-экспериментальная часть практического применения курса «Этика здоровья семейной жизни». ………………………………… 34
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 59
Заключение. ………………………………………………………………….. 61
Библиография. ……………………………………………………………….. 65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизниобусловлена тем, что семья всегда была самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения и передачи социального и культурного опыта народа. Здоровые внутрисемейные отношения дают гарантию надёжного фундамента для ячейки общества – семьи, как соты в сотовой структуре социума. Таким образом выстраивается безупречная модель развитого и разумного общества в целом.
Благодаря этому можно получить социально удовлетворенных и здравомыслящих людей, граждан, для которых открываются неограниченные возможности потенциального раскрытия своих способностей и талантов, самореализации, повышение материального благополучия и общей удовлетворённости жизни.
Так создаётся базовая культура сегмента общества, закладывая традиции социальной наследственности для последующих поколений. В такой модели возможен учёт той степени свободы, которая даёт право последующим поколениям привносить новаторство, улучшая структурирование межличностных взаимоотношений.
Здоровая семья как первостепенная модель развитого общества является гарантом развития государства и нации. Возрастает необходимость формирования готовности подрастающего поколения к семейной жизни, осуществляющих подготовку молодежи к браку. Помимо семьи, на которую общество традиционно возлагает данные функции, в процесс воспитания будущего семьянина вовлекаются и образовательные учреждения.
Буквально несколько десятилетий назад разрушить семью было моральным преступлением. Пары, которые расходились фактически, не подавали документы на развод. Сегодня в разрушении семьи нет ничего страшного. Поэтому процент разводов в России последние три года уверенно растет.В 2017 году по данным от Росстата в России 829 разводов на 1000 браков.
Роль семьи на этапе подготовки к семейной жизни заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены.
Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. Мать и отец являются исходными образцами мужского и женского поведения в межличностном общении. Через свое чувственно-эмоциональное отношение к матери у мальчика начинает формироваться готовность восприятия женщины вообще. У девочки, соответственно, через чувственно-эмоциональное отношение к отцу закладывается готовность восприятия мужчины, в частности, как будущего супруга.
В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому и т. д. Причем во многих случаях эти представления восполняют то, чего не хватало в родительском доме, т. е. носят своеобразный компенсаторный характер.
Супружеские отношения родителей задают ребенку вариант того взаимодействия с будущим супругом, который он, скорее всего, будет реализовывать в своей личной жизни. Пример родителей также указывает те негативные черты межличностного взаимодействия супругов, которых ребенок, став взрослым, будет стараться избегать в своей семье.
Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, индивид сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи.
При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей.
Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.
Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям.
В последнее время социологи отмечают влияние на процесс социализации подростков и старшеклассников изменений в самих социокультурных ценностях родителей. Изменяются как основные жизненные ценности, так и средства их достижения.
Стратегические задачи современного этапа общественного развития нашей страны выводят проблему подготовки молодежи по воспитанию семейных отношений на уровень одной из самых острых и актуальных проблем современности. Повышение статуса воспитания семейных отношений молодежи лежит в основе «Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года».
Целью данной работы является экспериментальная разработка и внедрение в практику инновационных форм, методов, приемов, средств и технологий воспитания семейной этики и подготовки к семейным отношениям молодежи в учреждениях культуры в условиях социально-педагогического сопровождения молодых людей.
Гипотеза исследования: процесс формирования готовности молодёжи к семейной жизни будет эффективным, если:
- он выстраивается на основе регулярного внимания со стороны взрослых, основанных на взаимных интересах;
- идут взаимодействия в социуме по обучающим программам с формированием собственного представления о семье и браке;
- в обществе идёт становление адекватных норм и ценностей;
- актуализируются позитивные ценности родительской семьи, семейного опыта и взаимной ответственности;
- создаются условия для развития у молодых людей способности противостоять внешним и внутренним негативным воздействиям, препятствующим формированию готовности к семейной жизни;
- используются эффективные педагогические средства, обеспечивающие результативность деятельности обучающихся во взаимодействии друг с другом, с педагогами и родителями.
Задачи работы по теме социально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни:
- изучить и проанализировать теоретический материал и опыт в данной области;
- сформировать системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания;
- найти приёмы к оформлению у молодежи морально-этических норм внутрисемейных отношений;
- разработать программы определения своего индивидуального ритма семьи для ощущения гармонии и самодостаточности каждого члена семьи;
- внести предложения по обретению навыков благоприятного совместного проживания в отдельно взятой семье, как самозамкнутой структуре.
Объект исследования – процесс подготовки молодых людей к семейной жизни.
Предмет исследования – социально-педагогическое сопровождение подготовки молодых людей к семейной жизни.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез данных педагогической, психологической, философской, социологической литературыи специальной литературы по общему оздоровлению человека; моделирование и схематизация; эмпирические методы исследования - изучение документов и педагогического опыта, наблюдение, социологические опросы, беседы, опытная работа.
Глава 1.Теоретические основы исследованиясоциально-педагогического сопровождения подготовки молодых людей к семейной жизни.