Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

Методика «Проба на внимание»(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой).

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.

Возраст: 7-8 лет

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Методика проведения: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Обучающиеся работают с незнакомым текстом, с допущенными ошибками на: замену, пропуск, дописывание букв, в том числе в сильной позиции, пропуск предлогов.

 

У кого, у коо кисточки на ушкух?

Ктоо живет сосне у леснай опушки?

 

Обработка результатов: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

Уровни сформированности навыков контроля и самоконтроля:

1. 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень;

2. 3-4 - средний уровень;

3. Более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень.

Протокол к методике

№ п/п Фамилия, имя Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Вывод Примечание
             
             

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Методика «Найди фигуру» (автор Л. И. Аршавина)

Цель: выявление уровня развития действия планирования.

Оцениваемые УУД: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Возраст: 7-10 лет.

Форма проведения: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Методика проведения

Учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала учитель выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.

Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития.

· 4-й уровень - наиболее высокий. К данному уровню относятся дети, которые не допустили избыточных вопросов. Процесс решения представленных задач у таких учащихся делится четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Первая протекает во внутреннем плане, в уме. Реализация замысла у детей осуществляется безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности ходов.

· 3-й уровень - учащиеся допускают 1-2 избыточных вопроса при выполнении задания. Этим учащимся требуется опора на реальные предметы для построения замысла.

· 2-й уровень - учащиеся задали три вопроса при решении задачи. План действий они составляют пошагово, без восприятия задачи в целом, т.е. исполнительские и планирующие действия поэтапно перемежаются. Применяют эмпирический способ планирования.

· 1-й уровень - ученики действуют методом “проб и ошибок”. Допускают 4 и более вопросов при решении.

Протокол к методике

№ п/п

Фамилия, имя

Уровни

Вывод

Примечание

1 2 3 4
               
               

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков

 

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Возраст: 7-8 лет

Форма проведения: письменный опрос, индивидуальная беседа.

Методика проведения:

Для исследования необходимо подготовить бланки со стимульным материалом. Экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

Слова в задачах подобраны так, чтобы обследуемый мог продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

 

Стимульный материал:

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  1. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  2. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  3. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  4. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  5. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Обработка результатов:

Ключ

1. Растение, земля.

2. Берег, вода.

3. Здание, улица.

4. Крыша, стены.

5. Глаза, печать.

6. Бумага, редактор.

7. Игроки, правила.

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Уровни сформированности:

высокий уровень – 6-7 (правильных ответов);

средний уровень- 3-5 (правильных ответов);

низкий уровень 1-2 (правильных ответов).

 

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Протокол к методике

№ п/п

Фамилия, имя

Уровни

Вывод

Примечание

высокий уровень – 6-7 (правильных ответов) средний уровень- 3-5 (правильных ответов) низкий уровень 1-2 (правильных ответов)
             
             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: