Методика «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой).
Цель: выявить умение осуществлять звуковой синтез.
Оцениваемые УУД: умение осуществлять логическое действие синтез.
Возраст: 7-8 лет.
Форма проведения: фронтальная или индивидуальная письменная работа.
Методика проведения: Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий:
Работа состоит из двух частей:
1) обучающей;
2) основной.
Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.

Инструкция к 1-й части задания:
«Сегодня вы попробуете “читать” слова, но написаны они не буквами, а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы:
|
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
Учитель. Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.
У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем вместе первую схему:

Она не подходит. Читаем вторую схему:

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.
Так же проводится «чтение» слова сом.
Инструкция ко 2-й части задания:
«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце». (Задание повторяется дважды.)
Обработка результатов: По результатам выполненных задний определяется 4 уровня сформированности логического действия «синтез».
Уровни сформированности:
· 4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;
· 3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;
· 2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;
· 1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно.
Протокол к методике
| № п/п | Фамилия, имя | Уровни | Вывод | Примечание | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||||






