В 2017г. планируется разработка «Стратегии развития (создания) особых экономических зон в Российской Федерации до 2020 года» с 2017г., в которой будут определены основные направления развития особых экономических зон.
В настоящее время в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России были разработаны и утверждены следующие планы развития по филиалам ОАО «ОЭЗ»:
– Перспективный план развития ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 29.12.2015 протоколом № 18);
– Перспективный план развития ОЭЗ ТРТ в Республике Алтай (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 28.10.2015).
– Перспективный план развития ОЭЗ ППТ в Самарской области (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 11.12.2015).
– Перспективный план развития ОЭЗ ТВТ в г. Санкт-Петербург (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 14.07.2015).
Перспективные планы содержат мероприятия по совершенствованию инженерной инфраструктуры (подводка автодорог, связи, инженерных сооружений, офисов и тому подобных объектов для функционирования бизнеса), налоговой нагрузки, созданию благоприятного инвестиционного бизнеса.
Правительство Российской Федерации планирует продолжить работу по развитию законодательства в части создания и развития ОЭЗ, активизации инвестиционного процесса в ОЭЗ, созданию новых рабочих мест и росту занятости населения. На период до 2020 года планируется довести количество ОЭЗ до 125.
Степень государственного стимулирования и поддержки резидентов ОЭЗ должна быть дифференцированной в зависимости от срока и объемов инвестиций, доли затрат, произведенных на территории ОЭЗ, важности и приоритетности осуществляемого резидентом проекта для экономики региона и страны в целом. Для реализации этого предложения необходимо учитывать следующие рекомендации по совершенствованию правового регулирования в особых экономических зонах:
1. Для устранения бесконтрольного использования льгот, предоставляемых при вывозе произведенных в ОЭЗ товаров, предлагается ограничивать количество льгот на товары путем установления квот на их беспошлинный вывоз с территории ОЭЗ на территорию РФ.
Размер квоты должен пересматриваться каждый год Минэкономразвития России и утверждаться Правительством РФ, на основе представленной резидентом ОЭЗ финансовой отчетности. При принятии решения об установлении квоты на беспошлинный выпуск товаров с территории ОЭЗ на очередной период следует исходить из размера ежегодных фактических инвестиций в реализацию проекта и объемов выпуска продукции.
2. Для стимулирования в промышленно-производственной зоне операций по переработке полезных ископаемых необходимо использовать имеющийся опыт таможенного обложения производимой продукции, предусматривающий предоставление льгот по уплате таможенныхплатежей при вывозе товаров с территории ОЭЗ в зависимости от страны происхождения товаров, с учетом следующих положений:
– товары, признаваемые происходящими из Российской Федерации, не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории ОЭЗ и ввозе на территорию РФ в пределах квот (в натуральном и (или) стоимостном выражении), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. При реализации данных товаров на территории РФ они подлежат обложению налогами в порядке, установленном законодательством РФ;
– при вывозе товаров, произведенных в Российской Федерации, с территории ОЭЗ и ввозе на территорию РФ сверх квот, установленных Правительством РФ в данном году, подлежат обложению таможенными платежами в отношении товаров иностранного происхождения, использованных для их изготовления, по ставкам на эти товары, действующим на момент их помещения на территорию ОЭЗ;
– товары, не произведенные в Российской Федерации, вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, и подлежат обложению таможенными платежами в отношении товаров иностранного происхождения, использованных для их изготовления, по ставкам на готовые товары (произведенные на территории ОЭЗ), действующим на момент их вывоза с территории ОЭЗ на территорию РФ.
Критерий определения страны происхождения товаров необходимо устанавливать, исходя из достижения определенной в процентном выражении добавленной стоимости произведенных товаров резидентами ОЭЗ в данной зоне. Размер добавленной стоимости может устанавливаться отдельно для каждого резидента ОЭЗ, в зависимости от величины осуществляемых капиталовложений, количества создаваемых рабочих мест, производства продукции приоритетных отраслей народного хозяйства и т.п.
3. При определении страны происхождения товаров из ОЭЗ необходимо определять минимальный перечень компонентов, из которых производится сборка конечной продукции. Необходимость присутствия минимального перечня в порядке определения страны происхождения – это уход от простой «отверточной» сборки и исключение «псевдосборки», а также возможность постепенной замены иностранных товаров товарами отечественного производства.
С целью дальнейшего углубленного развития отечественных отраслей промышленности следует минимальный перечень компонентов разбить на две группы: отечественные и иностранные комплектующие. Причем в зависимости от сроков реализации проекта ОЭЗ следует увеличивать количество российских компонентов в минимальном перечне, уменьшая тем самым количество иностранных, т.е. необходимо осуществлять своеобразный переход компонентов из «иностранного» списка в «отечественный». Это приведет к увеличению доли затрат российской стороны в общей себестоимости производимой продукции.
4. Решения о внедрении проекта новых ОЭЗ требуют критического подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных, региональных и местных властей. Необходимо проводить комплексный анализ различных составляющих эффективности ОЭЗ для сравнения различных проектов создания особых экономических зон.
Под эффективностью функционирования ОЭЗпредлагается понимать комплексное свойство, охватывающее все стороны деятельности ОЭЗ и отражающее соотношение величины дохода, которое получит государство от реализации данного проекта, с величиной затрат на ее создание и дальнейшую деятельность. Можно выделить различные составляющие эффективности:
- финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая последствия реализации проекта для его непосредственных участников – резидентов зоны;
- экономическая эффективность, показывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников;
- бюджетная эффективность, которая оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств бюджета РФ и всей совокупности доходов бюджета, а также возникающей благодаря реализации проекта ОЭЗ экономии в расходах бюджета;
- налоговая эффективность, учитывающая отношение бюджетного эффекта к объему полученных резидентами ОЭЗ льгот по таможенным пошлинам и другим налогам;
- социальная эффективность, характеризующая общественную сторону осуществления проекта и его значимость для населения региона и всего государства.
Для сравнения различных вариантов проектов создания новых ОЭЗ необходимо рассматривать совокупность показателей их финансовой, экономической, бюджетной, налоговой и социальной эффективностей, выбирая оптимальное значение по каждому.
5. Анализ нормативно-правового регулирования деятельности особых экономических зон в Российской Федерации показал, что на сегодняшний день нет единого законодательного акта, отражающего общую концепцию развития ОЭЗ в нашей стране. Несмотря на прописанные в ФЗ «Об особых экономических зонах» преференции, возникает опасение, что вновь создаваемые зоны не смогут работать на полную мощность и дать ожидаемые результаты. Необходимо создать общее правовое поле функционирования ОЭЗ, которое обеспечит сочетание всех положительных моментов и создаст условия для достижения взаимных интересов государства и бизнеса.
Это можно сделать путем включения в №116-ФЗ «Об особых экономических зонах» отдельных глав законов «Особая экономическая зона в Калининградской области» и «Особая экономическая зона в Магаданской области», на которые будут распространяться общие требования законодательства об ОЭЗ с учетом территориальных особенностей каждой из зон (погранично-пропускной и валютный режим в Калининградской области, налоговый режим в Магаданской области, территория и сроки существования зон и др.). Кроме того, в ФЗ «Об особых экономических зонах» необходимо ввести раздел «Порядок определения страны происхождения товаров в ОЭЗ», включающий методику освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при вывозе товаров с территории ОЭЗ в зависимости от страны их происхождения.
Приказом ФТС России от 30 апреля 2015 года № 817[52] утверждены требования к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны (далее - ОЭЗ). На ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях обеспечения эффективности таможенного контроля, а также соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы создания и функционирования ОЭЗ на территории Российской Федерации, в части:
– обозначения границы ОЭЗ;
– состава зданий, помещений, сооружений, включая ограждение территории ОЭЗ, необходимых для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на территории ОЭЗ;
– оснащения и оборудования объектов таможенной инфраструктуры материально- техническими средствами, включая комплекс информационно-технических средств;
– обустройства и оборудования земельного (ых) участка (ов), предоставленных резиденту (ам) ОЭЗ, если его (их) оборудование и обустройство в целях совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[53].
Объекты таможенной инфраструктуры ОЭЗ должны быть включены в план обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
Объекты таможенной инфраструктуры ОЭЗ должны быть оборудованы комплексом информационно-технических средств для организации таможенного контроля с учетом Требований.
Приказом установлены требования к составу объектов таможенной инфраструктуры и местам их расположения на территории ОЭЗ, а также требования к обустройству и оборудованию объектов таможенной инфраструктуры. Кроме того, регламентирован порядок обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию, определяет порядок обеспечения контрольно-пропускного режима на территорию ОЭЗ при:
– ввозе (вывозе) товаров;
– въезде (выезде) транспортных средств;
– входе (выходе) физических лиц на (с) территорию (ии) ОЭЗ и въезде (выезде) транспортных средств, находящихся в их личном пользовании;
– ввозе (вывозе) товаров, въезде (выезде) транспортных средств, входе (выходе) физических лиц на (с) территорию (ии) ОЭЗ, а также въезде (выезде) транспортных средств, находящихся в их личном пользовании, в случае если обустройство и оборудование территории ОЭЗ осуществляются в соответствии с частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[54].
Федеральный закон от 29.06.2015 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статья 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон) создают правовую основу для внесения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений об особых экономических зонах. В ГКН будут содержаться следующие сведения:
- тип особой экономической зоны;
- описание местоположения границ особой экономической зоны;
- реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании особой экономической зоны, об увеличении площади такой зоны или о досрочном прекращении ее существования;
- реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны.
Соответствующие документы о создании особой экономической зоны в течение 4-х месяцев со дня заключения соответствующего соглашения в орган кадастрового учета будут отправлять высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых создана особая экономическая зона. При этом закреплено, что обязательным приложением к документам должно являться описание местоположения границ особой экономической зоны, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» для описания местоположения границ объекта землеустройства. Корреспондирующие нормы в части описания местоположения границ особой экономической зоны внесены в Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Кроме того Закон о кадастре внесены изменения, не связанные с основной концепцией Закона, относительно внесения в ГКН сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (далее - ОКС) на земельном участке. Новые положения закона предоставляют заказчику кадастровых работ выразить желание о внесении в сведения о местоположении ОКС (помимо координат характерных точек контура) еще и пространственное описание конструктивных элементов ОКС, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов. Для этих положений Законом установлен особый срок вступления в силу - через 180 дней.
Таким образом, создание и развитие инвестиционного потенциала регионов России позволит повысить эффективность и привлекательность ОЭЗ.
Применение данных предложений по совершенствованию правового регулирования в ОЭЗ позволит использовать предоставляемые в зонах преимущества межстрановой кооперации и интеграции, что будет способствовать привлечению инвестиций в ОЭЗ, снижению трансакционных издержек, удешевлению стоимости конечной продукции, повышению конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства, позволит разработать и внедрить в отечественное народное хозяйство новейшие технические достижения мирового уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами были исследованы теоретические и нормативно-правовые аспекты создания особых экономических зон в Российской Федерации.
В литературе используются следующие термины, связанные со свободными зонами: свободная экономическая зона, свободная (специальная) экономическая зона, свободная таможенная зона, особая экономическая зона.[55] Правительством Российской Федерации определяется особая экономическая зона, как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и согласованию таможенных процедур (конвенция Киото) под свободной зоной понимается «часть территории государства, при ввозе на которую товары в отношении таможенных пошлин и сборов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю»[56].
Следуя данному определению, особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории РФ, кроме этого, в ОЭЗ устанавливается особый льготный режим по сравнению с общим режимом производственных инвестиций предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
Объективная необходимость создания особых экономических зон заключалась в решении экономических, социальных и даже политических задач в условиях рыночных отношений.
Можно выделить два способа создания особых экономических зон, существующих в мире. Во-первых, территориальный, при котором на определенной территории действует льготный режим функционирования предприятий-резидентов. В Российской Федерации это особая экономическая зона в Калининградской области и создаваемая свободная экономическая зона в Крыму. Во-вторых, кластерный или точечный, при котором группе географически соседствующих взаимосвязанных компаний отдельной отрасли и связанных с ними организаций предоставлены определённые преимущества при соблюдении конкретных условий. Однако, несмотря на эти отличия, функционирование особых экономических зон позволяет решить комплекс экономических, социальных и научно-технических задач.
С экономических позиций достигаются следующие преимущества:
- привлекается отечественный и иностранный капитал благодаря специальным льготным экономическим механизмам, законодательной базе и упрощению организационных процедур;
- используется международное географическое разделение труда, позволяющее создать импортозамещающее производство и расширить экспорт готовой продукции;
- расширяются и укрепляются внешнеэкономические связи за счет использования фирмами-резидентами ОЭЗ различных видов внешнеэкономической деятельности;
- увеличиваются объемы валютных поступлений в бюджет страны и отдельных регионов.
В социальной сфере:
- ускорение развития депрессивных регионов за счет концентрации в пределах ОЭЗ национальных ресурсов;
- создание новых рабочих мест, в том числе для высококвалифицированного персонала, снижение уровня безработицы в регионе;
- повышение доли высококвалифицированных работников благодаря внедрению на практике мирового опыта в сфере управления, организации, финансов;
- удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах народного потребления и насыщение внутреннего рынка.
Решение научно-технических задач:
- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
- внедрение инновационных производственных и технологических процессов;
- привлечение зарубежных ученых и специалистов;
- повышение эффективности использования инфраструктуры и мощностей производственных кластеров.
На сегодняшний момент в России действуют 32 особых экономических зоны четырех типов. Общее количество резидентов ОЭЗ по состоянию на 01.01.2017 г. составило 594 шт., что на 15% больше аналогичного периода 2015 г. Среди них выделяются такие транснациональные компании как Yokohama, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, 3M, General Motors, Nokia Siemens Networks, Ford и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 400 миллиардов рублей или около $ 13 миллиардов.[57]
Первое место по количеству привлеченных инвесторов и по объему инвестиций занимает ОЭЗ «Алабуга» с рекордным объемом частных инвестиций в 58,7 млрд. рублей.[58] На сегодняшний день на предприятиях-резидентах ОЭЗ «Алабуга» создано более 3800 рабочих мест. Всего резидентами произведено продукции на сумму 135,6 млрд. рублей. Объем налоговых поступлений за весь период деятельности «Алабуги» в бюджеты разных уровней составил 9,9 млрд. рублей. Для инвесторов этой зоны установлена самая низкая стоимость аренды земельных участков, которая составляет 2% от кадастровой стоимости.
На территории ОЭЗ действует таможенная процедура «свободная таможенная зона», которая в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза предусматривает размещение и использование товаров без уплаты таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования. Под указанную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза.[59]
Особые экономические зоны сегодня - это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Таким образом, можно сказать, что создание и функционирование особых экономических зон направлено на повышение экономического, социального, научно-технического развития регионов России, где Правительство может вводить инновационный курс промышленной политики и специальный, более благоприятный режим приема капиталов, позволяющий инвесторам, как местным, так и иностранным, извлекать выгоды из преимуществ данной особой экономической зоны.
Создание правовой основы функционирования ОЭЗ - шаг вперед. Однако предстоит сделать еще очень многое в области дальнейшего совершенствования этого экономико-правового механизма. В большей степени на развитие законодательства повлияет практика реализации проектов ОЭЗ, как промышленных и технико-внедренческих, так и новых туристско-рекреационных. Следует оценить эффективность закона с точки зрения того, в какой мере он соответствует концепции и целям создания ОЭЗ, насколько эффективно он позволяет избежать ошибок, существовавших ранее свободных экономических зон.
В 2017г. планируется разработка «Стратегии развития (создания) особых экономических зон в Российской Федерации до 2020 года» с 2017г., в которой будут определены основные направления развития особых экономических зон.
В настоящее время в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России были разработаны и утверждены следующие планы развития по филиалам ОАО «ОЭЗ»:
- Перспективный план развития ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 29.12.2015 протоколом № 18);
- Перспективный план развития ОЭЗ ТРТ в Республике Алтай (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 28.10.2015).
- Перспективный план развития ОЭЗ ППТ в Самарской области (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 11.12.2015).
- Перспективный план развития ОЭЗ ТВТ в г. Санкт-Петербург (утвержден решением Наблюдательного совета ОЭЗ от 14.07.2015).
Перспективные планы содержат мероприятия по совершенствованию инженерной инфрaструктуры (подводка автодорог, связи, инженерных сооружений, офисов и тому подобных объектов для функционирования бизнеса), налоговой нагрузки, созданию благоприятного инвестиционного бизнеса.
Правительство Российской Федерации планирует продолжить работу по развитию законодательства в части создания и развития ОЭЗ, активизации инвестиционного процесса в ОЭЗ, созданию новых рабочих мест и росту занятости населения. На период до 2020 года планируется довести количество ОЭЗ до 125.
По совершенствованию правового регулирования в ОЭЗ необходимо:
1. Устранить бесконтрольное использование льгот, предоставляемых при вывозе произведенных в ОЭЗ товаров.
2. Предоставление льгот по уплате таможенныхплатежей при вывозе товаров с территории ОЭЗ производить в зависимости от страны происхождения товаров.
3. При определении страны происхождения товаров из ОЭЗ необходимо определять минимальный перечень компонентов, из которых производится сборка конечной продукции.
4. Необходимо проводить комплексный анализ различных составляющих эффективности ОЭЗ для сравнения различных проектов создания особых экономических зон.
Для сравнения различных вариантов проектов создания новых ОЭЗ необходимо рассматривать совокупность показателей их финансовой, экономической, бюджетной, налоговой и социальной эффективностей, выбирая оптимальное значение по каждому.
5. Необходимо создать общее правовое поле функционирования ОЭЗ, которое обеспечит сочетание всех положительных моментов и создаст условия для достижения взаимных интересов государства и бизнеса.
Это можно сделать путем включения в ФЗ «Об особых экономических зонах» отдельных глав законов «Особая экономическая зона в Калининградской области» и «Особая экономическая зона в Магаданской области.
6. Объекты таможенной инфраструктуры ОЭЗ должны быть включены в план обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории.
Объекты таможенной инфраструктуры ОЭЗ должны быть оборудованы комплексом информационно-технических средств для организации таможенного контроля с учетом Требований.
Таким образом, создание и развитие инвестиционного потенциала регионов России позволит повысить эффективность и привлекательность ОЭЗ.






