Характеристика особых экономических зон в России

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».[39]

Особые экономические зоны в России создаются на сорок девять лет.

На сегодняшний момент в России действуют 32 особых экономических зоны четырех типов: промышленно-производственная ОЭЗ, технико-внедренческая (инновационная) ОЭЗ; туристско-рекреационная ОЭЗ, портово-логистическая ОЭЗ.

Общее количество резидентов ОЭЗ по состоянию на 01.01.2016 г. составило 594 шт., что на 15% больше аналогичного периода 2014 г. (табл.3).

Промышленные зоны представляют собой обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям – это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

 

 

Таблица 3.

Основные показатели, характеризующие деятельность ОЭЗ на территории Российской Федерации

Показатели

Годы

2016 г. в % к

2014 2015 2016 2014 2015
Количество ОЭЗ на территории РФ, шт. 23 32 32 139,0 100,0
Количество резидентов ОЭЗ, шт. 436 516 594 136,2 115,1
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ, млрд. рублей 57,77 69,93 84,79 146,8 121,2
Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, шт. 10709 12639 18177 169,7 143,8

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Приоритетными направлениями деятельности промышленных зон является производство:

 • автомобилей и автокомпонентов;

 • строительных материалов;

 • химической и нефтехимической продукции;

 • бытовой техники и торгового оборудования.

Большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки раскрывают технико-внедренческие ОЭЗ (таб.5).  Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает. Пакет таможенных льгот,  налоговых преференций и доступ к профессиональным кадровым ресурсам делает ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов и разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Таблица 4.

Промышленные особые экономические зоны

Наименование Виды деятельности Общая площадь Количество компаний
ОЭЗ ППТ «Алабуга» · производство автомобилей и автокомпонентов; · нефтехимия; · строительные материалы; · товары массового потребления; · приборостроение.   4000 га   42    
ОЭЗ ППТ «Липецк» · производство энергетического оборудования; · производство элементов и систем альтернативной энергетики; · производство машин, оборудования, автокомпонентов; · производство бытовой техники; · производство медицинского оборудования; · производство строительных материалов; · производство био и наноматериалов. 1024 га 23
ОЭЗ ППТ «Тольятти» · автомобилестроение (автомобили и автокомпоненты); · продукция машиностроения; · строительные материалы; · товары массового потребления.     660 га       17  
ОЭЗ ППТ «Титановая долина» · производство продукции для нужд авиастроения; · атомная энергетика; · производство оборудования для добычи углеводородов; · производство электрооборудования и контрольно-измерительного оборудования; · железнодорожное машиностроение; · производство лекарственных средств препаратов и медицинского оборудования; · производство стройматериалов, химические производства. 724 га 7
ОЭЗ ППТ «Моглино» · машиностроение; · приборостроение. 215 га 1
ОЭЗ ППТ «Калуга» · производство машин и оборудования; · обработка древисины и производство изделей из дерева; · производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей. 1042 га  

 

 

Таблица 5.

Технологические (инновационные) зоны

Наименование Виды деятельности Общая площадь Кол-во компаний
ОЭЗ ТВТ  «Дубна» · информационные технологии; · ядерно-физические и нанотехнологии; · био и медицинские технологии; · проектирование сложных технических систем.   187,7 га   90
ОЭЗ ТВТ «Санкт -Петербург» · информационные технологии и телекоммуникации; · энергоэффективность; · новые медицинские технологии и фармацевтика; · приборостроение и новые материалы. 129, га 36
ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» · микроэлектроника; · энергосберегающие технологии; · биотехнологии; · информационные и коммуникационные технологии; · другие виды высокотехнологичного бизнеса 127 га 37
ОЭЗ ТВТ «Томск» · информационно-коммуникационные и электронные технологии; · технологии производства новых материалов и нанотехнологии; · биотехнологии и медицинские технологии; · ресурсосберегающие технологии 270 га 67
ОЭЗ ТВТ «Иннополис» · информационные технологии 294 1

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

- нано - и биотехнологии;

- медицинские технологии;

- электроника и средства связи;

- информационные технологии;

- точное и аналитическое приборостроение;

- ядерная физика.

Туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ располагаются в самых живописных и востребованных туристами регионах России и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.

 

 

Таблица 6.

Туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ

Наименование Виды деятельности
ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» · экологический туризм; · историко-культурный туризм; · лечебно-оздоровительный; · активный туризм; · экстремальный туризм.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» · лечебно-оздоровительный; · горнолыжный; · экологический; · экскурсионный; · религиозный.
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» · гостиничный бизнес; · общественное питание; · туристско-экскурсионное обслуживание; · спортивно-оздоровительные услуги.
ОЭЗ ТРТ «Ворота - Байкала» · деловой; · экскурсионный; · лечебно-оздоровительный; · экологический; · спортивный и приключенческий; · водный, круизный; · горнолыжный.

 

На территории Северного Кавказа на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года создан туристический кластер из семи ОЭЗ.[40]

Оператором развития туристического кластера на Северном Кавказе является ОАО «Курорты Северного Кавказа», акционером которого является государство в лице Сбербанка России, Внешэкономбанка и ОАО «ОЭЗ».

Портово-логистические ОЭЗ находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг, как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России (табл. 7).

Таблица 7.

Портово-логистические ОЭЗ

Наименование Виды деятельности
ОЭЗ ПТ «Ульяновск» - производство авиационной техники; - техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; - логистика авиационных грузов.
ОЭЗ ПТ «Советская гавань» - портовая деятельность; - логистика; - перевалка грузов; - техническое обслуживание судов; - ремонт и переоборудование судов; - переработка морепродуктов; - биржевая торговля товарами.

 

Целью создания портовых зон является привлечение инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Суммы привлекаемых инвестиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта, речного порта или аэропорта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 400 млн. рублей, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта - не менее 120 млн. рублей.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск Восточный» является ее близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создает предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

Уникальным преимуществом и основным отличием института особых экономических зон от других институтов развития является финансирование создания и предоставление резидентам объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур. Кроме того, рядом с территорией ОЭЗ создается социальная инфраструктура: жилье, детские сады, школы - все необходимое для жизни и деятельности специалистов - резидентов. Создание ОЭЗ основано на государственно-частном партнерстве, заключающемся в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории. Сведения о средствах, полученных ОАО «ОЭЗ» из федерального бюджета Российской Федерации и направленных на создание объектов инфраструктуры представлены в табл.8.

Таблица 8.

 Сведения о средствах, полученных ОАО «ОЭЗ» из федерального бюджета Российской Федерации и направленных на создание объектов инфраструктуры представлены за 2014-2016гг., млрд. руб.

Год

 

Получено из Федерального
бюджета

Направлено
на финансирование
строительства объектов
инфраструктуры

Взносы в Уставные капиталы
дочерних обществ

накопительным итогом на конец годэ за год накопительным итогом на конец года за год накопительным итогом на конец года за год
2013 98,0 15,8 34,2 5,8 29,2 10,3
2014 103,0 5,0 39,4 5,1 49,6 20,4
2015 116,5 13,5 41,4 2,0 65,6 15,9

 

Финансирование осуществляется через уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны», которое создано в 2006 г. и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. ОАО «ОЭЗ» имеет дочерние акционерные общества (далее – ДАО), которые создаются в рамках каждой ОЭЗ. Уставный капитал ДАО формируется за счет взносов ОАО «ОЭЗ» и прочих акционеров (табл. 9).

Таблица 9.

 Объем вложений акционеров в уставный капитал ДАО, млн. руб.

N9 Наименование ДАО Уставный капитал на 31.12.2014 Уставный капитал на 31.12.2015 Уставный капитал на 31.12.2016
1. ОАО «ОЭЗ» 93 670,44 103 010,92 116 539,20
2. ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк»' 3 677,88 5 109,44 5 109, 4
3. ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 19 654,00 22 704,00 22 704,00
4. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» 459,66 492,90 492,90
5. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» 579,00 650,00 650,00
6. ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» 1 690,00 1 760,00 1 760,00
7. ОАО «ОЭЗ ППТ «Моглино» 2967,60 3 239,50 3 239,50
8. ОАО «Иннополис» 6890,00 7 399,00 15 349,75
9. ОАО «ОЭЗ ППТ «Людиново» 860,00 1 007,00 3 207,00
10. ОАО «ПОЭЗ «Ульяновск»     1 012,83
11. ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»     2 101,65
12. ОАО «ОЭЗ «Титановая Долина»     650,00
13. ОАО «КСК» 16 196,00 20 191,00 22 253,93
14. Всего вложения в ДАО, в том числе: 44 422,32 62 545,84 79 531,00
14.1 вложения ОАО «ОЭЗ» 35 554,32 49 664,74 65 620,97
14.2 вложения субъектов РФ 8 588,00 12 531,10 13 553,03
14.3 вложения третьих лиц (в ОАО «КСК») 280,00 350,00 357,00

(*} в том числе 1 089.817 - имущественный взнос.

В 2016г. объем вложений ОАО «ОЭЗ» составил 65620,97 млрд. руб., что на 15956,23 млрд. руб. или на 32,1% больше, чем в 2015г. (2013г. на 84,6% больше).  Вложения субъектов РФ в уставный капитал в 2016г. составил 13 553,03 млрд. руб., что на 8% больше, чем в 2014г. и на 57,8% больше, чем в 2014г. Вложения третьих лиц в 2016г. составили 357,0 млрд. руб., что на 2% больше, чем в 2015г. и на 27,5% больше, чем в 2014г. 

По состоянию на 31 декабря 2016 г. финансирование за счет прочих источников составляло: по ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» - 169,0 млн. рублей, по ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» - 1840,5 млн. рублей, по ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»  -  8625,9 млн. рублей, по ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» - 440,0 млн. рублей и т.д. (табл.10).

 

Таблица 10.

Объем вложений в уставные капиталы

на 31 декабря 2016г., руб.

Наименование
дочернего акционерного общества

Фактически освоено на 31.12.2016г.

Фактическое участие на

31.12.2016г.

Взнос ОАО «ОЭЗ» Взнос другого акционера Всего ОАО «ОЭЗ» % Другого акционера %
ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 14 078 040 000 8 625 960 000 22 704 000 000 62,0069 37,9931
ОАО «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» 1 319 995 000 440 001 000 1 759 996 000 74,9999 25,0001
ОАО «ОЭЗ «Иннополис» 15 000 000 000 349 751 000 15 349 751 000 97,7215 2,2785
ОАО «ПОЭЗ «Ульяновск» 991 200 500 21 625 000 1 012 825 500 97,8649 2,1351
ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» 2 101 650 000 233 516 000 2 101 650 000 90 10
ОАО «ОЭЗ ППТ «Людииово» 2 600 000 000 607 000 000 320 700 000 81,0726 18,9274
ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» 3 268 929 000 1 840 517 000 5 109 446 000 0,639 0,361
ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск» 481 000 000 169 000 000 650 000 000 0,74 0,26
ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» 345 030 000 147 870 000 492 900 000 0,70 0,30
ОАО «ОЭЗ ППТ «Моглино» 2 881 500 000 358 000 000 3 239 500 000 0,890 0,110
ОАО «КСК» 21 903 925 000 350 000 000 22 253 925 000 0,98 0,02
ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» 650 000 000 1 792 000 000 2 442 000 000 0,27 0,73
ОАО «Внешнестрой-импорт-проект» 26 000 000 1 000 000 27 000 000 0,96 0,04
А/О «Финнсовтранс Лтд» 131 262,84 - 131 262,84 10 -

 

Органом управления особыми экономическими зонами является Министерство экономического развития Российской Федерации (рис.2).

 

 

           

·
Министерство экономического развития Российской Федерации
реализация общей политики в сфере ОЭЗ

· привлечение иностранных инвесторов и управляющих компаний
· предоставление инвесторам статуса резидента
· подписание соглашений о ведении деятельности с резидентами и управляющими компаниями
·
ОАО «Особые экономические зоны»
контроль за исполнением резидентами соглашений о ведении деятельности

· мастер-планирование и развитие ОЭЗ
· проектирование и строительство инфраструктуры
·
Филиалы и дочерние компании ОАО «ОЭЗ»
привлечение потенциальных инвесторов

· управление ОЭЗ
· предоставление резидентам земельных участков
· подключение к инженерным сетям

                                                       

Рис. 2. Полномочия и функции органов управления ОЭЗ

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ»[41] органы управления особыми экономическими зонами:

1) осуществляют регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;

2) выдают по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;

3) представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;

4) осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;

5) публикуют не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Правительством РФ, сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества на территории особой экономической зоны и т.д.

 











Подборка статей по вашей теме: