Российские особые экономические зоны стали развиваться с 2005 года. Как было отмечено в главе 1-2, особые экономические зоны в России — это территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.
Для ОЭЗ действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.
К настоящему времени в Российской Федерации создано 32 зоны, которые в настоящее время не оправдывают возлагаемых на них надежд. Им не удалось выйти на тот уровень привлечения инвестиций, который планировался.
Как показал анализ, главные проблемы ОЭЗ связаны с тем, что зоны законодательно разделены по типам деятельности. Мировая практика показывает, что таких разграничений быть не должно. С одной стороны, регламентация деятельности нужна, чтобы в зонах работали передовые инновационные компании. С другой стороны, регламентация привела к жесткому разделению, скажем, между промышленным производством и исследованиями и разработкой, что не всегда целесообразно. Часто бывает, что рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на производствах.
|
|
Большие трудности складываются с портовыми зонами, так как законодательно было определено, какими видами деятельности резидентам разрешено заниматься в ОЭЗ. Ограничение по видам деятельности существенно снижает инвестиционную привлекательность портовых зон. При этом логистика и производственная деятельность зависят друг от друга, часто одно дополняет другое. Территориальная близость производства к порту позволит снизить логистические издержки. Ряд потенциальных инвесторов хотят развивать производство в портовых зонах. Необходимо давать разрешение на производственную деятельность резидентам портовых ОЭЗ.
Среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, – многочисленные проволочки, вызванные пробелами в Земельном кодексе РФ. Кроме того, набор льгот пока не является привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.
Претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже предпринимательский успех зоны. По зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 км2 экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка $40-45 млн., таможенно-торговой — $10-15. В России этот показатель выше.
|
|
Во многих случаях отсутствуют четко сформулированные цели создания ОЭЗ, не противоречащих как интересам регионов, так и Российской Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону — перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов.
Нередко ОЭЗ расположены в стороне от крупных городских агломераций, что снижает их привлекательность, как для рабочей силы, так и для бизнеса. Маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ слаба на внутрироссийском рынке и практически полностью отсутствует на рынках зарубежных.
Естественному росту ОЭЗ припятствуют и инфраструктурные проблемы. Принцип государственно-частного партнерства в ОЭЗ заключается в том, что государство берет на себя создание базовой инженерной инфраструктуры, без которой невозможно развитие частных инвестиционных проектов. Помимо этого государство создает благоприятные условия для развития бизнеса - таможенные и налоговые льготы. Эти условия позволяют привлекать инвесторов, обладающих передовыми технологиями производства и управления, чья продукция или услуги ориентированы на экспорт или замещение импорта. Инвесторами создаются новые предприятия, новые рабочие места, выпускается продукция с использованием новых технологий, что способствует экономическому росту и развитию регионов.
При этом развитие ОЭЗ велось с нуля. Российские ОЭЗ - это классический пример Greenfield-проекта. Чтобы инвестор зашел, нужно было проделать огромную подготовительную работу: сделать проекты планировки, провести изыскательные работы, составить проектную документацию, пройти с ней госэкспертизу, наконец, построить объекты. Причем только последовательно. Нельзя строить без проекта, а проектные работы, если к ним подходить добросовестно, требуют времени. Создание ОЭЗ с нуля, в чистом поле, накладывало ограничения. Поэтому инфраструктура возводится не на всей площадке сразу, а разбита на несколько этапов строительства. По мере наполнения площадки инвесторами растут требования по мощности. Это синхронный процесс ГЧП: насколько активно резиденты реализуют проекты, настолько активно они обеспечены инфраструктурой. Необходимо сделать соотношение инфраструктуры и проектов резидентов оптимальным, подготовка площадок должна осуществляться после подписания соглашения о строительстве инвестиционного объекта.
Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько км2), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны.
Опыт создания и функционирования технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что приток инновационных компаний в такие особые экономические зоны существенно ниже первоначально запланированного. Еще в большей мере отстают от плановых величин показатели инвестирования резидентами в строительство собственных объектов на территории технико-внедренческих особых экономических зон.
Так, на каждый вложенный государственный рубль приходится всего лишь 74 копейки инвестиций.[49] И это несмотря на то, что ОЭЗ предоставляют резидентам такие льготы, как строительство базовых элементов инфраструктуры, предоставление пакета налоговых льгот, выгодных условий выкупа земли, а также особого таможенного режима. Налоговый пакет включает льготы по налогу на прибыль, землю, имущество, транспортный налог.
|
|
Практический опыт функционирования ОЭЗ выявляет необходимость корректировки действующего законодательства, для улучшения качества государственного и местного управления на территории особой экономической зоны.
Так, привлечению в технико-внедренческие особые экономические зоны резидентов, планирующих разворачивание собственного производства, в некоторой степени препятствует взаимоувязка требований закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[50] в части необходимости вести на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, как разработки, так и производство продукции. В реальности нередко разработки ведутся в профильных институтах, а на территории ТВЗ при этом планируется только внедрение, производство и совершенствование продукции и технологий ее изготовления.
Например, резидент ОЭЗ «Дубна» ООО «БиоГениус» приступило к проектированию в ОЭЗ «Дубна» комплекса по производству лекарственных средств – рекомбинантов. Учредители компании являются научными сотрудниками ММА им. И.М. Сеченова, поэтому исследования для создания новых лекарств ведут в лабораториях академии. Создание ими производственного комплекса в ОЭЗ «Дубна» (планируемый объем инвестиций – более 4,0 млрд. руб.), безусловно, является неотъемлемой частью их технико-внедренческой деятельности. При этом нелогичными представляются требования перенести разработки из медицинской академии на территорию ОЭЗ.
В связи с изложенным, представляется более эффективным не требовать от компаний, чтобы на территории ОЭЗ был сосредоточен полный инновационный цикл, а дать право экспертному совету при Минэкономразвития РФ разрешать в технико-внедренческих особых экономических зонах производство только инновационной и высокотехнологичной продукции.
|
|
В настоящее время статьей 10 Федерального закона №116-ФЗ[51] в технико-внедренческих особых экономических зонах по решению экспертного совета разрешается производство «научно-технической продукции». В соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (статья 2) научно-техническая продукция определяется как научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Там же научно-технический результат определяется как продукт научно-технической деятельности, содержащей новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 10) применяется термин «инновационная и высокотехнологичная продукция». В Налоговом кодексе РФ (статья 271, пункт 4.4.) применяется понятие «высокотехнологичное производство». В Федеральном законе «О фонде перспективных исследований» от 16.10.2013 г. №174-ФЗ, в статье 3 применяется термин «высокотехнологичная продукция».
В связи с этим необходимо разночтения привести к единообразию. В части 2 статьи 10 Федерального закона №116-ФЗ слова «научно-технической» заменить словом «высокотехнологичной».
Проблемы развития инновационной экономики в России в целом негативно сказываются на развитии особых экономических зон:
– затратный характер разработки инновационных продуктов: значительная часть технологических инноваций финансируются не промышленными предприятиями - разработчиками, а правительственными структурами, которые, как правило, не занимаются непосредственным внедрением разработанных Know how, в результате чего последние не доходят до своего потребителя;
– инерционный характер инновационных процессов: исследования в большинстве своем ведутся в традиционных направлениях, прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, несмотря на то, что емкость внутреннего рынка промышленных инноваций крайне невелика.
– невостребованность значительной части продуктов и технологий на российском рынке инноваций, что обусловлено в значительной мере, несоответствием уровня развития общественного производства и потенциала научно-исследовательского комплекса страны.
Можно отметить, что для эффективного функционирования особых экономических зон необходимы:
1. разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности и внедрение новых механизмов управления ОЭЗ, в том числе привлечение управляющих компаний, совершение законодательных и административных механизмов по созданию и развитию особых экономических зон;
2. совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутренних и внешних рынках;
3. разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса;
4. активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ.
5. разработка и реализация мер по подготовке кадров для особых экономических зон всех типов.
В то же время, развитию особых экономических зон в России могут способствовать следующие условия:
1. наличие крупных производственных предприятий, которые в состоянии сформировать вокруг себя необходимую производственную, информационную и инновационную среду.
2. формирование нормативно-правовой базы, способствующей развитию инноваций в России на государственном и региональном уровне, определение приоритетных направлений развития не только российской экономики в целом, но и на уровне регионов.
3. привлечение инвесторов из стран ЕС не только для участия в проектах в базовых отраслях, но и в секторах с инновационной составляющей.
4. применение стратегии развития инновационных кластеров на базе особых экономических зон.
Таким образом, совершенствование системы управления территориальными формами организации инновационной экономики, к которым, относятся особые экономические зоны, возможно с помощью административных и законодательных механизмов, направленных на повышение эффективности особых экономических зон. Развитие особых экономических зон как важного элемента инновационной инфраструктуры будет способствовать развитию национальной инновационной системы и повышению конкурентоспособности не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом.