Проблемы особых экономических зон в Российской Федерации

 

Российские особые экономические зоны  стали развиваться с 2005 года. Как было отмечено в главе 1-2, особые экономические зоны в России — это территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.

Для ОЭЗ действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.

К настоящему времени в Российской Федерации создано 32 зоны, которые в настоящее время не оправдывают возлагаемых на них надежд. Им не удалось выйти на тот уровень привлечения инвестиций, который планировался.

Как показал анализ, главные проблемы ОЭЗ связаны с тем, что зоны законодательно разделены по типам деятельности. Мировая практика показывает, что таких разграничений быть не должно. С одной стороны, регламентация деятельности нужна, чтобы в зонах работали передовые инновационные компании. С другой стороны, регламентация привела к жесткому разделению, скажем, между промышленным производством и исследованиями и разработкой, что не всегда целесообразно. Часто бывает, что рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на производствах.

Большие трудности складываются с портовыми зонами, так как законодательно было определено, какими видами деятельности резидентам разрешено заниматься в ОЭЗ. Ограничение по видам деятельности существенно снижает инвестиционную привлекательность портовых зон. При этом логистика и производственная деятельность зависят друг от друга, часто одно дополняет другое. Территориальная близость производства к порту позволит снизить логистические издержки. Ряд потенциальных инвесторов хотят развивать производство в портовых зонах. Необходимо давать разрешение на производственную деятельность резидентам портовых ОЭЗ.

Среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, – многочисленные проволочки, вызванные пробелами в Земельном кодексе РФ. Кроме того, набор льгот пока не является привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.

Претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже предпринимательский успех зоны. По за­рубежному опыту, для нормального обустройства 1 км2 экспортопроизводящей зоны требуются вложе­ния порядка $40-45 млн., таможенно-торговой — $10-15. В России этот показатель выше.

Во многих случаях отсутствуют четко сформулированные цели создания ОЭЗ, не противоречащих как интересам регионов, так и Российской Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону — перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов.

Нередко ОЭЗ расположены в стороне от крупных городских агломераций, что снижает их привлекательность, как для рабочей силы, так и для бизнеса. Маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ слаба на внутрироссийском рынке и практически полностью отсутствует на рынках зарубежных.

Естественному росту ОЭЗ припятствуют и инфраструктурные проблемы. Принцип государственно-частного партнерства в ОЭЗ заключается в том, что государство берет на себя создание базовой инженерной инфраструктуры, без которой невозможно развитие частных инвестиционных проектов. Помимо этого государство создает благоприятные условия для развития бизнеса - таможенные и налоговые льготы. Эти условия позволяют привлекать инвесторов, обладающих передовыми технологиями производства и управления, чья продукция или услуги ориентированы на экспорт или замещение импорта. Инвесторами создаются новые предприятия, новые рабочие места, выпускается продукция с использованием новых технологий, что способствует экономическому росту и развитию регионов.

При этом развитие ОЭЗ велось с нуля. Российские ОЭЗ - это классический пример Greenfield-проекта. Чтобы инвестор зашел, нужно было проделать огромную подготовительную работу: сделать проекты планировки, провести изыскательные работы, составить проектную документацию, пройти с ней госэкспертизу, наконец, построить объекты. Причем только последовательно. Нельзя строить без проекта, а проектные работы, если к ним подходить добросовестно, требуют времени. Создание ОЭЗ с нуля, в чистом поле, накладывало ограничения. Поэтому инфраструктура возводится не на всей площадке сразу, а разбита на несколько этапов строительства. По мере наполнения площадки инвесторами растут требования по мощности. Это синхронный процесс ГЧП: насколько активно резиденты реализуют проекты, настолько активно они обеспечены инфраструктурой. Необходимо сделать соотношение инфраструктуры и проектов резидентов оптимальным, подготовка площадок должна осуществляться после подписания соглашения о строительстве инвестиционного объекта.

Функционирование СЭЗ в режиме свободной тамо­женной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституцион­ность норм таможенной экстерриториальности прин­ципиально не ясна сегодня даже в отношении неболь­ших участков государственной территории РФ (площадью в несколько км2), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование тамо­женных границ внутри территории страны.

Опыт создания и функционирования технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что приток инновационных компаний в такие особые экономические зоны существенно ниже первоначально запланированного. Еще в большей мере отстают от плановых величин показатели инвестирования резидентами в строительство собственных объектов на территории технико-внедренческих особых экономических зон.

Так, на каждый вложенный государственный рубль приходится всего лишь 74 копейки инвестиций.[49] И это несмотря на то, что ОЭЗ предоставляют резидентам такие льготы, как строительство базовых элементов инфраструктуры, предоставление пакета налоговых льгот, выгодных условий выкупа земли, а также особого таможенного режима. Налоговый пакет включает льготы по налогу на прибыль, землю, имущество, транспортный налог.

Практический опыт функционирования ОЭЗ выявляет необходимость корректировки действующего законодательства, для улучшения качества государственного и местного управления на территории особой экономической зоны.

Так, привлечению в технико-внедренческие особые экономические зоны резидентов, планирующих разворачивание собственного производства, в некоторой степени препятствует взаимоувязка требований закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[50] в части необходимости вести на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, как разработки, так и производство продукции. В реальности нередко разработки ведутся в профильных институтах, а на территории ТВЗ при этом планируется только внедрение, производство и совершенствование продукции и технологий ее изготовления.

Например, резидент ОЭЗ «Дубна» ООО «БиоГениус» приступило к проектированию в ОЭЗ «Дубна» комплекса по производству лекарственных средств – рекомбинантов. Учредители компании являются научными сотрудниками ММА им. И.М. Сеченова, поэтому исследования для создания новых лекарств ведут в лабораториях академии. Создание ими производственного комплекса в ОЭЗ «Дубна» (планируемый объем инвестиций – более 4,0 млрд. руб.), безусловно, является неотъемлемой частью их технико-внедренческой деятельности. При этом нелогичными представляются требования перенести разработки из медицинской академии на территорию ОЭЗ.

В связи с изложенным, представляется более эффективным не требовать от компаний, чтобы на территории ОЭЗ был сосредоточен полный инновационный цикл, а дать право экспертному совету при Минэкономразвития РФ разрешать в технико-внедренческих особых экономических зонах производство только инновационной и высокотехнологичной продукции.

В настоящее время статьей 10 Федерального закона №116-ФЗ[51] в технико-внедренческих особых экономических зонах по решению экспертного совета разрешается производство «научно-технической продукции». В соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (статья 2) научно-техническая продукция определяется как научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Там же научно-технический результат определяется как продукт научно-технической деятельности, содержащей новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Вместе с тем, в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 10) применяется термин «инновационная и высокотехнологичная продукция». В Налоговом кодексе РФ (статья 271, пункт 4.4.) применяется понятие «высокотехнологичное производство». В Федеральном законе «О фонде перспективных исследований» от 16.10.2013 г. №174-ФЗ, в статье 3 применяется термин «высокотехнологичная продукция».

В связи с этим необходимо разночтения привести к единообразию. В части 2 статьи 10 Федерального закона №116-ФЗ слова «научно-технической» заменить словом «высокотехнологичной».

Проблемы развития инновационной экономики в России в целом негативно сказываются на развитии особых экономических зон:

– затратный характер разработки инновационных продуктов: значительная часть технологических инноваций финансируются не промышленными предприятиями - разработчиками, а правительственными структурами, которые, как правило, не занимаются непосредственным внедрением разработанных Know how, в результате чего последние не доходят до своего потребителя;

– инерционный характер инновационных процессов: исследования в большинстве своем ведутся в традиционных направлениях, прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, несмотря на то, что емкость внутреннего рынка промышленных инноваций крайне невелика.

– невостребованность значительной части продуктов и технологий на российском рынке инноваций, что обусловлено в значительной мере, несоответствием уровня развития общественного производства и потенциала научно-исследовательского комплекса страны.

Можно отметить, что для эффективного функционирования особых экономических зон необходимы:

1. разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности и внедрение новых механизмов управления ОЭЗ, в том числе привлечение управляющих компаний, совершение законодательных и административных механизмов по созданию и развитию особых экономических зон;

2. совершенствование процедур и механизмов продвижения особых экономических зон всех типов на внутренних и внешних рынках;

3. разработка и применение системы поддержки резидентов ОЭЗ при реализации их проектов в условиях финансового кризиса;

4. активизация работ по созданию социальной инфраструктуры ОЭЗ, реализации программ строительства жилья для резидентов ОЭЗ.

5. разработка и реализация мер по подготовке кадров для особых экономических зон всех типов.

В то же время, развитию особых экономических зон в России могут способствовать следующие условия:

1. наличие крупных производственных предприятий, которые в состоянии сформировать вокруг себя необходимую производственную, информационную и инновационную среду.

2. формирование нормативно-правовой базы, способствующей развитию инноваций в России на государственном и региональном уровне, определение приоритетных направлений развития не только российской экономики в целом, но и на уровне регионов.

3. привлечение инвесторов из стран ЕС не только для участия в проектах в базовых отраслях, но и в секторах с инновационной составляющей.

4. применение стратегии развития инновационных кластеров на базе особых экономических зон.

Таким образом, совершенствование системы управления территориальными формами организации инновационной экономики, к которым, относятся особые экономические зоны, возможно с помощью административных и законодательных механизмов, направленных на повышение эффективности особых экономических зон. Развитие особых экономических зон как важного элемента инновационной инфраструктуры будет способствовать развитию национальной инновационной системы и повышению конкурентоспособности не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: