В соответствии с Таможенным кодексом ТС на территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых особых экономических зонах применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территориях туристско-рекреационных особых экономических зон таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.
Товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной, технико-внедренческой или портовой деятельности.
На территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон производится размещение товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Так же производится размещение товаров Таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
На территориях портовых особых экономических зон производится размещение товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Также размещение товаров производится в случаях, установленных Соглашением о СЭЗ, транспортные средства международной перевозки и товары, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Товары Таможенного союза, ввозимые в портовую особую экономическую зону под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не помещаются.
Товары могут находиться на территории особой экономической зоны в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны.
Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
В процессе таможенного контроля таможенные органы осуществляют идентификацию товаров. Проверяют документы, подтверждающие статус товаров для таможенных целей при их ввозе, при их использовании на территории особой экономической зоны, а также при их вывозе с территории особой экономической зоны.
Завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляет резидент особой экономической зоны, поместивший товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
При завершении действия таможенной процедуры, выплаченные в федеральный бюджет суммы налога на добавленную стоимость и акциза, подлежат возвращению. Это правило работает в отношении товаров Таможенного союза.[34]
Суммы налога на добавленную стоимость, акциза исчисляются исходя из ставок, действовавших на день регистрации таможенной декларации при помещении товаров Таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.[35]
При этом акцизы подлежат уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.
При вывозе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ.
Таким образом, в отношении резидентов ОЭЗ действует преференциальный таможенный режим для ввозимых и вывозимых товаров на территорию ОЭЗ (табл.1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов.[36]
Таблица 1.
Общие таможенные преференции в ОЭЗ
| Статус товаров | Ввоз на территорию ОЭЗ | Вывоз с территории ОЭЗ | |
| на территорию РФ | за пределы территории РФ | ||
| Иностранные товары | Без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера | Таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующих на дату принятия таможенной декларации на вывоз товаров с территории ОЭЗ | Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения |
| Таможенными органами производится возврат ввозных таможенных пошлин и НДС, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ | Ставки таможенных пошлин самостоятельно выбираются платель-щиком либо из установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны, либо из установленных для товара, изготовлен-ного на территории ОЭЗ в результате совершения операций | ||
| Российские товары | С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин | Таможенными органами взимаются НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом на вывоз товаров с территории ОЭЗ | Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта |
Налоговым кодексом предусмотрены общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы[37]:
1. Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
2. Для организаций - участников особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет области от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны в Магаданской области, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.
3. Размер налоговой ставки налога, указанной п.1,2, не может быть выше 13,5 процента.
4. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет при выполнении следующих условий:
- имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
- указанное имущество находится на территории зоны;
- имущество фактически используется на территории зоны.
5. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
6. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.
В зависимости от типа особой экономической зоны инвесторам предоставляются дополнительные льготы:
1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
2. В соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»[38] предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (табл.2).
Таблица 2.
Виды тарифов страховых взносов и региональных налогов на переходный период 2011-2019 годов
| №№ | Вид налога | Ставка налога с учетом льгот | Сроки действия льгот | Основания | |||
| 1. | Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне. Общий объем взносов – 34%. | Наименование | 2011 год | 2012-2017 годы | 2018 год | 2019 год | ч. 4, 5 ст. 8, п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 58 ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009 г. п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. |
| ПФ РФ | 8,0 % | 8,0 % | 13,0 % | 20,0 % | |||
| ФСС РФ | 2,0 % | 2,0 % | 2,9 % | 2,9 % | |||
| ФФОМС | 2,0 % | 4,0 % | 5,1 % | 5,1 % | |||
| ТФОМС | 2,0 % | 0,0 % | 0,0 % | 0,0 % | |||
| Всего | 14 % | 14 % | 21% | 28 % | |||
| 2. | Налог на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет действующая ставка - 2 %. | Ставка налога 0% | с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года. | п.1.2 ст.284 НК РФ | |||
| 3. | Налог на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая ставка- 18%. | Ставка не более 13,5 %. | Устанавливается законом субъекта РФ. | п.1 ст. 284 НК РФ | |||
| 4. | Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ до 2,2 %) | 10 лет, срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ | п. 17 ст. 381 НК РФ | ||||
| 5. | Транспортный налог | Льгота | Законом субъекта РФ | ст. 356 НК РФ | |||
| 6. | Земельный налог (действующая ставка 1,5 %) | Освобождение резидентов ОЭЗ | 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. | п. 9 ст. 395 НК РФ | |||
В Федеральном законе №116-ФЗ устанавливаются дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий резидентов ОЭЗ: устанавливается льготный режим налогообложения - до 2023 г. для организаций - резидентов технико-внедренческих ОЭЗ и ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенных в кластер, по налогу на прибыль вводится нулевая ставка в части налога, уплачиваемой в федеральный бюджет. Для части налога, уплачиваемой в бюджеты субъектов Федерации, ставка налога может быть установлена в размере не более 13,5%. Также предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет для резидентов ОЭЗ всех типов и для управляющих компаний ОЭЗ.
Кроме того, устанавливаются пониженные ставки страховых взносов для резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер. На период с 2012 по 2017 г. они составят 14%, в 2018 г. - 21%, в 2019 г. - 28%.
Ряд положений №116-ФЗ посвящен оптимизации миграционного режима для высококвалифицированных работников, привлекаемых резидентами особых экономических зон. Вместе с тем, по экономическим результатам зарубежных стран и России использования особых экономических зон дает основание при точном технико-экономическом и юридическом обосновании проекта зоны рассчитывать на положительные итоги от ее создания. Эти важные для страны социально-экономические выигрыши, означающие в их комбинации модернизирующее воздействие зоны не только на состояние хозяйства региона ОЭЗ, но и на всю национальную экономику страны. Такое модернизирующее влияние «зонирования», как процесса создания, функционирования и развития ОЭЗ, проявляется через возможность экспериментировать с новыми для экономики государства средствами и методами технологического, организационного и юридического характера, опробовать их на ограниченном территориальном пространстве.
Таким образом, одной из форм изменения положения в промышленности или сферы бизнеса является создание начальных очагов роста, специфических кластеров развития, которые получили название свободных или особых экономических зон.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это любая ограниченная территория, в пределах которой устанавливаются льготные условия функционирования научно-внедренческой, хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах» свидетельствует, что современная политика Правительства РФ направлена на привлечение на территорию особых экономических зон зарубежных инвесторов. Оценивая льготы, предоставляемые частным инвесторам на территории ОЭЗ, можно утверждать: иностранные инвестиции в ОЭЗ пользуются в России наибольшей поддержкой государства.