О развитии вне- и речевого дыхания и голоса в норме

Управление образования исполнительного комитета г. Казани

Информационно-диагностический центр Управления образования

Отдел образования Московского района г. Казани

Доклад на тему:

«Особенности дыхания и голоса у детей

Со стертой формой дизартрии»

Выполнила:

Шагиреева Тамара Викторовна

Учитель-логопед второй кв. категории

 МАДОУ № 326 Московского района.

 

2009 год.

Содержание.

Глава №1    Методологические и теоретические подходы к изучению речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии…………………………………………………………….........................3

1.1. Развитие вне- и речевого дыхания и детского голоса в норме……………3

1.2. Характеристика детей со стертой формой дизартрии……………….........12

1.3. Особенности развития речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии…………………………………………………………...16

1.4. Основные направления коррекционной работы по формированию правильного речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии……………………….....................................................................18

1.5. Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.......................22

Используемая литература.........................................................................................34

 

 

ГЛАВА №1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.

О РАЗВИТИИ ВНЕ- И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА В НОРМЕ.

 

Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.

Дыхание, связанное с речью, со звуком, называется речевым или фонационным. Речевое дыхание по характеру отличается от дыхания во время покоя (молчания). Если физиологическое дыхание состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, примерно равных по длительности, то в речевом дыхании вдох значительно короче выдоха. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен, значительно продолжительнее, чем вдох (при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос). При физиологическом дыхании, как считают В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов, отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2; во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы, вдоха в 12, 20 и даже 30 раз. При этом дыхание во время пения и разговора осуществляется одновременно через нос и через рот. О. В. Правдина указывает на такое же соотношение 1:20, 1:30, но считает, что вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее).

Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется. С какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха.

Выделяют следующие типы дыхания:

- поверхностное

- грудное

- нижнереберное

Поверхностное ключичное (верхнегрудное) – дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы а иногда плечи заметно поднимаются.

Грудное – вдох произносится в основном за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом.

Нижнереберно-диафрагмальное дыхание, при котором грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, - наиболее физиологично.

Правильно пользоваться смешанным типом дыхания. Этот тип дыхания, как отмечают Э. М. Чарели, А. Н. Островский, выгодно отличается от других типов, так как осуществляется за счет «активной работы всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса», тогда как при грудном типе дыхания при недостаточной активности мышц брюшного пресса и диафрагмы создается препятствие длительному и ровному выдоху, что ведет к утомлению голоса; при брюшном типе дыхания — недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания звука.

Следуя методике Савковой З.В., мы используем положение о четырех качествах речевого дыхания:

1. Глубина

2. Высота

3. Частота

4. Близость

Глубина дыхания. Имеется в ввиду нижереберный – диафрагмальный тип дыхания. Этот тип дыхания позволяет осуществить полный и глубокий вдох. Раздвинутые ребра могут сохранить положение «вдоха» во время речи, что позволяет пополнить воздух движениями одной диафрагмы.

Высокое дыхание. Овладеть высоким дыханием – зничит выработать ощущение воздушного потока по вертикали – вверх в голову, а не по горизонтали – в рот.

Частое дыхание – это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речи. Частое дыхание позволяет легко распоряжаться выразительными средствами речи (темпом, ритмом, паузами, интонацией), делает звучащие слова наиболее действенными.

Близость дыхания – отчетливость артикуляции.

Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Специальные исследования, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием проводились мало. Имеющиеся в литературе данные касаются лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего ограничиваются лишь упражнениями, направленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе (Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева). Несколько шире этот вопрос представлен в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное-внимание уделяется воспитанию правильного речевого дыхания (А. Г. Ипполитова, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Е. Ф. Pay и др.). Развернутое исследование кандидата педагогических наук А. Максакова представляет в связи с этим существенный интерес для специалистов.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику (Г. В. Артоболевский, 3. В. Савкова, М. И. Фомичев, М. Е. Хватцев). Э.М. Чарели указывает: от правильного речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи». «Правильное использование дыхания в речи,— пишет Г. В. Артоболевский,— заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах)». В исследованиях 3. В. Савковой отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. В качестве примера Савкова предлагает произносить гласные звуки «а» и «и». При произнесении звука «и» будет более сильное напряжение в области диафрагмы, так как он возьмет больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания по сравнению с произнесением звука «а». Такое «выравнивание» звуков речи, по мнению Савковой,— необходимое условие ее разборчивости.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса являются гортань с голосовыми складками.

Учеными установлено, что ведущая роль в процессе голосообразования отводится центральной нервной системе. Доказано, что голосовые складки, имеют сложную связь с центральной нервной системой (труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.Д. Работнова, Е.Н. Малютина, Р. Юссона и др.)

Двигательная иннервация гортани осуществляется блуждающим нервом. Верхний и нижний гортанный нервы обеспечивают подвижность мышц гортани. Мышцы голосовых складок – щиточерпаловидные и голосовые мышцы – обильно обеспечены двигательными рецепторами по сравнению остальными мышцами гортани. Вибрация голосовых складок происходит в результате активного сокращения волокон голосовых мышц под воздействием нервных импульсов, идущих из головного мозга по нижнему гортанному нерву. Частота колебаний голосовых складок задается не мышцами гортани, а нервными импульсами, идущими из центральной нервной системы.

Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, И.И. Левидов, М.И.Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройства голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса. Методики восстановления голоса при различных его нарушения описаны в трудах: С.Л.Тапталовой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой.

Речевой голос хорошо формируется, если нет препятствий со стороны слуха и психики.

Природные свойства голоса – это его сила, высота, тембр, резонанс.

· Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких.

· Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Частота основного тона измеряется в герцах.

· Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

· Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающие при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы.

Голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.

Важно отметить, что ряд исследователей (Л.Т. Журба, И.М Кононова, И. Максимов, Е.М. Мастюкова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие) считают, что характеристика крика и развитие голосовых реакций детей на первом году жизни имеет важное прогностическое значение. Так, Е.М. Мастюкова (1997) подчеркивает, что для ранней диагностики речевых расстройств большое значение имеет диагностическое изучение голосовых реакций в доречевой период и оценка их интонационной выразительности.

В процессе онтогенеза крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности, а также формируется его коммуникативная направленность. Только первый крик новорожденного, обусловленный раздражением подкоркового речевого центра, можно считать рефлекторным явлением, не имеющим сигнальной направленности. Считают, что крик – это первое вокальное проявление ребенка.

К.А. Семенова и Н.М. Махмудова (1979) отмечают, что уже к 3-4 месяцам вокализации служат средством межличностного взаимодействия со взрослым. Ребенок начинает активно обращать внимание на голос окружающих, отвечая адекватной реакцией на мимику и тон голоса, проявляя попытки воспроизвести улыбки и вокализации.

Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже на стадии гуления, и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой фонем. 

В.И. Бельтюков (1981) считает, что одной из причин более раннего формирования у детей эмоциональных интонационных конструкций является опережающее развитие слуховой функции над речедвигательной, что обуславливаете ведущую роль в процессе формирования звуковой системы языка.

Ребенок, вслушиваясь в голос матери и сравнивая его со своим, получает возможность, добиваться максимального подражания голосу матери.

И. Максимова подчеркивает, что разговорная речь и голосовые модуляции формируются путем подражания в семье, яслях, детском саду в возрасте до 7-8 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: