Особенности развития речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии

 

У старших дошкольников со стертой формой дизартрии обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Так дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном) с резким поднятием плеч, коротком речевом выдохе – до 5 секунд. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечается назальный оттенок речи, нарушения голоса, модулированности и темповой организации речи. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи.

Артикуляционная моторика у детей со стертой формой дизартрии страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, вегетативной дисфункции: (потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.).

Влияние просодики на разборчивость, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка с дизартрией отражено в работах Г.В.Бабиной, И.И. Панченко и других. И.И.Панченко рассматривает расстройства просодики по: силе голоса, тембру, голосовым модуляциям. Она отмечает, что у детей с дизартрией при спастическом парезе – голос тихий, назализованный, монотонный, истощающийся; при атаксии вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру; при тонических нарушениях – сдавленный, напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце, снижающийся к нулевой амплитуде голосовых модуляций к концу синтагматического отрезка; при гиперкинетических нарушениях – непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий, но чаще интонированный.

Таким образом, у детей со стертой формой дизартрии отмечается стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Дыхание неритмичное, поверхностное, с укороченным выдохом. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: