Основные направления коррекционной работы по формированию правильного речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии

Коррекционная работа строится с учетом новых данных полученных в результате психолого-педагогического обследования, комплексной оценки состояния голосового аппарата, коммуникативных возможностей и личностных психологических особенностей.

Логопедическая работа подчинена общедидактическим принципам: последовательность, систематичность, активность и сознательность обучения, мотивированность, необходимость учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Работа подразделяется на 3 этапа:

1) подготовительный

2) формирования механизма голосообразования

3) закрепление и автоматизация речевого стереотипа.

Задача подготовительного этапа заключается: во всестороннем обследовании ребенка с целью составления плана дальнейшей коррекционной программы; активном включении в тренировку; подготовке дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам; развитии речевого слуха; координации общей и мелкой моторики.

Задачей следующего этапа является формирование навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимальное звучание голоса при минимальном мышечном напряжении.

Задачей заключительного этапа состоит в закреплении полученных навыков, расширении диапазона звучания и развитии выносливости к голосовым нагрузкам.

Ведущий принцип дидактики, положенный в основу обучения – принцип активности. Нельзя говорить об эффективности обучения без формирования творческого и самостоятельного умения достижения поставленной цели. Важнейшая задача логопеда – обеспечить активность обучающегося.

Не менее существенным принципом является мотивированность обучения. Каждый ребенок должен понимать необходимость занятий. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений голоса в будущем.

Мотивация обучения позволяет последовательно и систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько сложными, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу.

Эффективность коррекционной работы достигается благодаря этапности, системности и концентричности в подаче материала.

При выборе упражнений для реализации конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные, чем те, которые может выполнить старший дошкольник, но не настолько сложные, чем те, которые он и не пытается повторить (принцип развивающего обучения). Упражнения по формированию и развитию дыхания, органов артикуляции, формированию навыков голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса логопедических занятий.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Ребенка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребенка создается «веер воздуха».

Проводятся упражнения по тренировке носового вдоха. Ребенку дается инструкция не открывать рот: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».

Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно ротового выдоха. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он его просит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1 – 2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

Упражнения проводятся ежедневно по 5 – 10 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит различные цепочки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков различают динамическую и статическую гимнастику.

При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.

Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

Успех коррекционной работы во многом зависит от того, какая обстановка окружает ребенка дома, как осуществляется контроль за занятиями в домашней обстановке, поэтому большое внимание следует уделять работе с родителями, объясняя им причины и механизм нарушения, а также важность дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений.

Таким образом, логопедическая работа, по формированию правильного речевого дыхания и голоса у детей со стертой формой дизартрии, подчинена общедидактическим принципам: последовательность, систематичность, активность и сознательность обучения, мотивированность, необходимость учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Работа подразделяется на 3 этапа: подготовительный, формирования механизма голосообразования, закрепление и автоматизация речевого стереотипа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: