Функции финансов, их характеристика

Функция – это способ выражения сущности самой экономической категории; поэтому действует функция всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующие категории Вопрос о функция дискуссионный, однако, принято выделять две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. В условиях товарно-денежных отношений распределительный процесс осуществляется с помощью финансов.

Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального богатства.

Субъектами распределения являются государство, юридические и физические лица.
Распределение осуществляется в два этапа.

Первый этап — первичное распределение. Начинается с момента получения стоимости валового общественного продукта (с+v+m) до формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства.
(Где с - основной капитал; v - переменный капитал минус заработная плата; m - стоимость прибавочного продукта).

Далее осуществляется вторая стадия — перераспределение и в результате формируются три фонда: фонд возмещения (ФВ), обеспечивающей простое воспроизводство, фонд накопления (ФН), обеспечивающий расширенное воспроизводство и фонд потребления (ФП), уходящий из сферы материального производства в другие сферы экономики, идущий на удовлетворение социальных потребностей общества.
Контрольная функция финансов состоит в том, что финансы обладают свойством подавать с помощью финансовых показателей сигналы о том, как складываются пропорции распределения, каково соотношение между различными фондами. Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов
Обе функции между собой связаны: распределительная функция должна действовать одновременно с контрольной, иначе возникают диспропорции в воспроизводственном процессе. С другой стороны, объектом контрольной функции является распределительный процесс. В процессе контроля выявляются отклонения и устраняются диспропорции.






Регулирование финансов.

Регулирование экономики происходит двумя методами: саморегулированием; государственным регулированием.

Прежде всего, применяется саморегулирование. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование основывается на экономической свободе субъектов хозяйствования.
Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное регулирование. Государственное регулирование — это вмешательство государства в экономику. Государственное финансовое регулирование — это воздействие государства на экономику страны с помощью финансов, использование государством финансов как инструмента экономического регулирования.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.
Использование финансов в процессах регулирования экономики осуществляется по трем направлениям регулирования пропорций: воспроизводственным, отраслевым, и территориальным.

При регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий. С их помощью регулируется воспроизводственная структура производимого продукта, обеспечивается финансирование расширенного воспроизводства, достигается оптимальное соотношение между фондами накопления и потребления; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.
Второй инструмент — страхование, обеспечивающее возмещение ущерба от наступления страховых событий, социальную поддержку трудовых ресурсов. Оно призвано гарантировать устойчивость производства.

Для регулирования отраслевых пропорций используются финансы предприятий, бюджет и финансовый рынок. Государство регулирует отраслевую структуру общественного производства с помощью бюджета, внебюджетных фондов, амортизационной, таможенной, ценовой, налоговой политики.
В регулировании территориальных пропорций основное участие принимают государственные и муниципальные финансы и частично финансы предприятий. Регулирование осуществляется через межбюджетные отношения путем:

1) предоставления дотаций, субвенций, бюджетных кредитов нижестоящим бюджетам;

2) формирования и использования территориальных фондов регулирования;

3) различных форм государственного кредита и т.д.

Задача регулирования — найти оптимальное соотношение между всеми стоимостными инструментами воздействия на воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции.





Финансовая политика

Финансовая политика, как любой другой вид деятельности, характеризуется постановкой определенных целей и задач и выработкой определенных мероприятий для их достижения и реализации.

Финансовая политика – особая деятельность органов власти и субъектов хозяйствования по разработке и осуществлению мер, связанных с выполнение установленных функций и задач и направленных на лучшее использование финансов в общественном воспроизводстве.

Финансовая политика, являясь частью экономической политики государства, обладает следующими чертами:

1. научный подход;

2. обязательное соответствие закономерностям общественного развития;

3. изучение всех факторов, внутренних и внешних, которые определяют политику данного конкретного государства в данное конкретное время;

4. постоянный учет теоретических выводов.

Специфические черты финансовой политики: зависит от уровня развития финансов в данной конкретной стране в данное конкретное время (Однако это не означает, что финансовая политика не может сама воздействовать на эти отношения.)
Аспекты финансовой политики: содержательный, функциональный, целевой, временной, территориальный.

Содержательный аспект включает:

· Разработка научной концепции развития финансов в ближайшее время и на перспективу;

· Выработка основных направлений использования финансов в ближайший период;

Определение конкретных путей реализации этих основных направлений
I. Научная концепция, которая определяет характер использования финансов в экономике.

Существует 2 основные концепции:

- рынок – саморегулирующаяся система, и вмешательство государства должно быть минимальным. Необходимо контролировать лишь одну сферу денежного обращения, количество денег, находящихся в обращении (М.Фридман и др.);
- концепция государственного регулирования (Д.М.Кейнс и др.). Необходимо осуществлять государственные расходы для экономического роста, повышения уровня занятости, снижения социальной напряженности.
II. Программы, которые составляются в РФ:

1. Прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года;

2. Перспективный финансовый план на уровне определенного бюджета на 3 года;

3. Характеристики параметров формирования и распределения государственных доходов и расходов на ближайший год, в первую очередь для федерального бюджета.

III. Определение конкретных путей реализации этих основных направлений является логическим продолжение первых 2-х. В тех документах, которые должны быть разработаны для реализации направлений, обязательно указываются сроки.
Отсутствие кого-либо элемента делает политику ущербной.
Финансовая политика государства – целенаправленная деятельность субъектов власти, связанная с реализацией научно-обоснованных концепций развития финансов, определением основных направлений использования на ближайшее время и на перспективу, разработкой конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей и задач.

Временной аспект связан с периодом, на который финансовая политика рассчитана и в который должна быть реализована. В зависимости от длительности периода и поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия определяет долгосрочные перспективы в области использования финансов, предусматривает решения крупномасштабных задач. В процессе ее разработки: прогнозируются основные тенденции развития финансов; формируются концепции их использования; намечаются принципы организации финансовых отношений; составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Финансовая тактика предусматривает решение конкретных задач в ближайшей перспективе, на протяжении короткого периода времени путем перегруппировки финансовых ресурсов и изменения организации финансовых отношений.

Функциональный аспект:

Виды функциональной финансовой политики:

- бюджетная,

- налоговая,

- амортизационная.

Целевой аспект служит продолжением и конкретизацией функционального аспекта. Каждое функциональное направление предусматривает конкретные меры, которые должны быть обеспечены соответствующим инструментарием.

Территориальный аспект:

Финансовая политика должна разрабатываться и органами на федеральном уровне, и на уровне субъектов государства, и на уровне муниципалитета. Но при этом финансовая политика на разных уровнях не должна противоречить друг другу.
Федеральная политика РФ определяет основные приоритеты, которые конкретизируются на уровне субъектов государства, и на уровне муниципалитета. Тем не менее, субъекты и муниципалитеты имеют определенную самостоятельность в выборе финансовой политики, и она направлена, прежде всего, на решение задач соответствующего субъекта или муниципалитета.

Финансовая политика может активно влиять на экономические и социальные процессы, в частности, обеспечивая финансовыми ресурсами основные направления.
Для того, чтобы результаты финансовой политики были положительными, в основу должна быть положена научно-обоснованная концепция. Проведение финансовой политики предполагает постоянный анализ и оценку ее эффективности.
Эффективная финансовая политика должна отвечать и интересам страны и помогать укреплению государства.

В оценке финансовой политики можно выделить 2 уровня:

- оценка обоснованности, определяемая адекватностью финансовой политики целям и задачам, поставленным обществом и государством;

- оценка степени реализации

Оценка обоснованности проводится аналитиками, экспертами по нескольким направлениям:
1. Насколько правомерна научная концепция, положенная в основу финансовой политики, адекватна ли она ситуации в стране.

2. Соответствуют ли критерии и задачи, поставленные в программных документах, основным направлениям использования финансов на ближайшую перспективу.

3. Обеспечивает ли перечень предложенных мероприятий достижение тех целей и задач, которые были поставлены.

Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики:
- наличие трёх составляющих финансовой политики:
прогноз социально-экономического развития на ближайшие три года;
перспективный финансовый план на уровне определенного бюджета на 3 года;
характеристика параметров формирования и распределения государственных доходов и расходов на ближайший год, в первую очередь для федерального бюджета.

Научный подход к разработке финансовой политики, учитывающий реальное состояние финансовых отношений в обществе, четкое формулирование целей и задач.
Использование математически выверенных моделей и направления использования фин на ближайший период и перспективу.

Учет специфики исторических условий.
Комплексный и системный подход к разработке и проведению фин мероприятий
Рационально построены и эффективно работающий фин механизм.

Четкая и непротиворечивая нормативно-правовая база функционирования фин отношений. Уровень профессионализма фин аппарата страны.



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: