Финансовая политика РФ на современном этапе

Финансовая политика в 90-е годы была не слишком удачной. Для страны были характерны высокие темпы инфляции; дефицит бюджета, большой государственный долг, хроническая нехватка финансовых ресурсов.

Неудачи были обусловлены неэффективностью экономической концепции финансовой политики государства, которая была непоследовательна и инертна.
В настоящее время в финансовой политике наметились улучшения: она стала более целенаправленной. Это позволило:
- успешнее решать проблемы макроэкономической стабилизации;
- бюджетный кодекс заложил основы функционирования бюджетного устройства в стране;
- произошли изменения в сфере государственного планирования;
- завершился переход к казначейскому исполнению бюджета;
- упорядочена схема предоставления финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.







Финансовый механизм

Основных инструментов финансовой политики два - финансовое право и финансовый механизм.

Финансовый механизм служит основанием для выработки правовых норм, регулирующих разнообразные виды финансовых отношений Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующие организационно-правовые формы и условия функционирования финансовых отношений в обществе.
С помощью финансового права осуществляется переход от абстрактной экономической категории финансов к конкретным видам финансовых отношений.
В иерархии правовых актов выделяют следующие уровни:

1. Конституционные федеральные законы;

2. Федеральные законы в виде кодифицированных актов (ГК, БК и т.д);

3. Федеральные законы;

4. Нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти.
Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, принципов и методов мобилизации финансовых ресурсов, направлений, условий и способов их расходования.

Структурные подразделения финансового механизма:

1. Функциональные звенья (финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы)

2. Элементы (конкретные виды финансовых ресурсов и формы их расходования)

3. Части (способы количественного определения финансовых ресурсов и объемов их расходования, принципы и условия мобилизации и распределения финансовых ресурсов)

Основные условия эффективности финансового механизма: соответствие условий развития экономики используемым методам хозяйствования; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений; взаимосвязь составляющих элементов финансового механизма и их взаимное регулирование.




Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования.

Все вопросы следует рассматривать на двух уровнях:
государственное и муниципальное финансовое планирование и прогнозирование
финансовое планирование и прогнозирование хозяйствующих субъектов Финансовое прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – это исследование развития финансов на перспективу в двух сферах: органов государственной и муниципальной власти и хозяйствующих субъектов Это научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов в будущем.

Финансовое прогнозирование позволяет определить:
- ожидаемую потребность в перспективе финансовых ресурсах;

- возможности их наиболее эффективного использования.

Финансовое прогнозирование осуществляется посредством разработки различных сценариев развития ситуации в области финансов, научно обоснованных показателей финансовых планов на перспективу.

Основной целью финансового прогнозирования является оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и выбор предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти и хозяйствующих субъектов на перспективу.

В задачи финансового прогнозирования входит:

- определение объемов и источников формирования финансовых ресурсов;

- обоснование направлений использования финансовых ресурсов;

- увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро и микро уровнях.

При обосновании финансовых прогнозов используют один из двух методологических подходов:

Генетическое прогнозирование. Прогнозирование ведется от настоящего времени в будущее, на основе установления причинно-следственных связей между показателями в их временном развитии, т.е. на основе выявления определенных тенденций развития финансов.

Нормативно-целевое прогнозирование – начинается с постановки цели и выбора ориентиров для движения к этим целям, путем принятия комплекса мер, направленных на достижение конкретного результата.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: