Финансовая политика в 90-е годы была не слишком удачной. Для страны были характерны высокие темпы инфляции; дефицит бюджета, большой государственный долг, хроническая нехватка финансовых ресурсов.
Неудачи были обусловлены неэффективностью экономической концепции финансовой политики государства, которая была непоследовательна и инертна.
В настоящее время в финансовой политике наметились улучшения: она стала более целенаправленной. Это позволило:
- успешнее решать проблемы макроэкономической стабилизации;
- бюджетный кодекс заложил основы функционирования бюджетного устройства в стране;
- произошли изменения в сфере государственного планирования;
- завершился переход к казначейскому исполнению бюджета;
- упорядочена схема предоставления финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
Финансовый механизм
Основных инструментов финансовой политики два - финансовое право и финансовый механизм.
Финансовый механизм служит основанием для выработки правовых норм, регулирующих разнообразные виды финансовых отношений Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующие организационно-правовые формы и условия функционирования финансовых отношений в обществе.
С помощью финансового права осуществляется переход от абстрактной экономической категории финансов к конкретным видам финансовых отношений.
В иерархии правовых актов выделяют следующие уровни:
|
|
1. Конституционные федеральные законы;
2. Федеральные законы в виде кодифицированных актов (ГК, БК и т.д);
3. Федеральные законы;
4. Нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти.
Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, принципов и методов мобилизации финансовых ресурсов, направлений, условий и способов их расходования.
Структурные подразделения финансового механизма:
1. Функциональные звенья (финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы)
2. Элементы (конкретные виды финансовых ресурсов и формы их расходования)
3. Части (способы количественного определения финансовых ресурсов и объемов их расходования, принципы и условия мобилизации и распределения финансовых ресурсов)
Основные условия эффективности финансового механизма: соответствие условий развития экономики используемым методам хозяйствования; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений; взаимосвязь составляющих элементов финансового механизма и их взаимное регулирование.
Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования.
|
|
Все вопросы следует рассматривать на двух уровнях:
государственное и муниципальное финансовое планирование и прогнозирование
финансовое планирование и прогнозирование хозяйствующих субъектов Финансовое прогнозирование.
Финансовое прогнозирование – это исследование развития финансов на перспективу в двух сферах: органов государственной и муниципальной власти и хозяйствующих субъектов Это научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов в будущем.
Финансовое прогнозирование позволяет определить:
- ожидаемую потребность в перспективе финансовых ресурсах;
- возможности их наиболее эффективного использования.
Финансовое прогнозирование осуществляется посредством разработки различных сценариев развития ситуации в области финансов, научно обоснованных показателей финансовых планов на перспективу.
Основной целью финансового прогнозирования является оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и выбор предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти и хозяйствующих субъектов на перспективу.
В задачи финансового прогнозирования входит:
- определение объемов и источников формирования финансовых ресурсов;
- обоснование направлений использования финансовых ресурсов;
- увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро и микро уровнях.
При обосновании финансовых прогнозов используют один из двух методологических подходов:
Генетическое прогнозирование. Прогнозирование ведется от настоящего времени в будущее, на основе установления причинно-следственных связей между показателями в их временном развитии, т.е. на основе выявления определенных тенденций развития финансов.
Нормативно-целевое прогнозирование – начинается с постановки цели и выбора ориентиров для движения к этим целям, путем принятия комплекса мер, направленных на достижение конкретного результата.