Лекции для заочной формы обучения

 

Тема лекции 1. Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение (2 часа)

1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение. Философия, ее предмет. Основные функции философии.

2. Эволюция философской мысли от Античности до эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени, ее особенности.

4. Классическая немецкая философия. Особенности, значение, влияние на развитие философской мысли ХIХ – ХХI вв.

5. Неклассическая философия второй половины ХIХ – середины ХХ века. Постнеклассическая философия второй половины ХХ– ХХI вв.

6. Традиции, особенности и основные периоды развития русской философии.

Тема лекции 2.   Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия (2 часа)

1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия. Различные подходы к проблеме бытия в истории философии. Понятие субстанции. Проблема единства мира, ее решение в философии.

2. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, развитие, пространство и время.

3. Понятие «картина мира». Научные, философские и религиозные картины мира. Натурфилософская картина мира.

4. Бытие и сознание. Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания.

 

Задания для подготовки к лекциям

· Предварительное знакомство с категориальным аппаратом, используемым в лекции.

· Знакомство с рекомендованными первоисточниками.

· Знакомство с основной и дополнительной литературой.

· Знакомство с материалами лекций, помещенных в Интернете на сайтах Университета.

 

Практические занятия

                 

Практические занятия для очной формы обучения

 

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

 

Тема 1. Предмет и функции философии. Философия от Античности до Возрождения  (2 часа)

Вид практического занятия: круглый стол

 

План практического занятия:

1. Философское мировоззрение, его структура и основные типы.

2. Предмет философии, ее структура, проблемы и функции. Место философии в системе культуры, ее роль в жизни общества.

3.Становление античной философии. Основные проблемы и темы досократиков. 

4. Учение о человеке. Софисты, Сократ и сократические школы.

5. Философия Платона. Учение об идеях, душе, познании.

6. Метафизика Аристотеля: представления о бытии, форме, материи. Этика Аристотеля.

7. Философия Средних веков, ее исторические этапы и своеобразие. Патристика и схоластика.

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- анонимное интервью на тему: «Что я жду от изучения философии?»

 

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-2014. Гл.1. §1, §2.

2. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Философия. Часть первая. История философии / под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.

Дополнительная литература:

1. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969-1971.

2. Антология русской философии. В трех томах. – С.-П.: Сенсор, 2000.

3. Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1976.

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

5. Платон. Соч.: в 4 т. М., 1990-1994.

6. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2010.

7. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Н.И. Фокина.- М.: Проспект, 2013.

 

Тема 2. Классическая философия (2 часа)

Вид практического занятия: круглый стол

 

План практического занятия:

    1. Философия Нового времени (XVII в.), ее своеобразие. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм.

2. Философия эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм). Сенсуалистический имматериализм Дж. Беркли.

3. Рационалистическая философия (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

4. Классическая немецкая философия, ее своеобразие.

5. Трансцендентальная философия И. Канта: учение о познании и этика.

6. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу

 

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл.1. §4, §5. Гл.2. §1,2,3.

2. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010

 

Дополнительная литература

1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук.// Фр. Бэкон. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1971.

2. Декарт Р. Рассуждения о методе. М, 1983.

3. Гулыга А.В. Кант. М., 1994.

4. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

5. Кант И. Пролегомены. Соч.: в 8 т. Т. 4. М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: