Вид практического занятия: семинар
План практического занятия:
1. Понятие картины мира. Натурфилософская картина мира. Эволюция картин мира и формирование философских категорий.
2. Классическая картина мира. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.
3. Неклассическая наука – квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.
4. Постнеклассическая картина мира. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной.
5. Синергетика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке. Новые подходы к проблемам времени.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
|
|
Основная литература:
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 4.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–е изд. - М.: Проспект, 2012.
3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература:
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.
3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1983.
Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Тема № 7. Познание (2 часа)
Вид практического занятия: семинар
План практического занятия:
1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.
2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании.
3. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рационализма и иррационализма.
4. Философское решение проблемы истины и ее критериев.
5. Корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины.
6. Проблема установления истины в процессе предварительного следствия, судебном исследовании и юридической практике.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира. Сравнить обоснование философами различных направлений позиций «гносеологического оптимизма» и «гносеологического пессимизма». Определить собственную позицию и уметь ее аргументировать;
|
|
- изучить раздел монографии, посвященный проблеме установления истины в юридической практике (Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: монография / под ред. Л.А. Деминой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; раздел I.);
- найти в Гражданском и Уголовном кодексах РФ статьи, в которых используются философские категории. Определить сходство и различие в характеристике их объема и содержания.
Основная литература
1.Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 5.
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–е изд. - М.: Проспект, 2012.
4. Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: монография / под ред. Л.А. Деминой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; раздел I.
Дополнительная литература
1. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
2. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Фокина Н.И.- М.: Проспект, 2006, 2008.
3. Истина в уголовном процессе // Закон. 2012. № 6.
Тема 8. Специфика научного познания (2 часа)
Вид практического занятия: семинар
План практического занятия:
1. Специфика философского, научного, ненаучного и вненаучного познания. Критерии научности.
2. Методология научного познания. Понятия метода и методологии. Методы и формы эмпирического и теоретического познания.
3. «Науки о природе» и «науки о культуре»: особенности социально-гуманитарного познания.
4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.
5. Сущность и содержание юридической герменевтики.
6. Формы и методы теоретического и эмпирического познания в философии права, правовой науке и юридической практике.
7. Использование философских (метафизических) категорий (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность: сущность и явление; возможность и действительность) в юриспруденции, философии права и юридической практике. Эвристическая роль категорий метафизики в юридической сфере.
Основная литература
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 5.
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–е изд. - М.: Проспект, 2012.
4. Канке В.А. Методология научного познания. – М.: Омега-Л, 2013.
5. Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: монография / под ред. Л.А. Деминой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
Дополнительная литература
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
3. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Н.И. Фокина.- М.: Проспект, 2006, 2008.
Раздел 4. ОБЩЕСТВО. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КУЛЬТУРА. ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС