Вид практического занятия: коллоквиум
План практического занятия:
1. Особенности русской философии и основные периоды исторического развития.
2. Славянофилы и западники.
3. Материалистические течения (философские взгляды А.И. Герцена, антропологический материализм Н.Г. Чернышевского).
4. Русская религиозная философия (В.С. Соловьев: философия всеединства, цельное знание, учение о Софии, учение о «богочеловечестве». Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева).
5. Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- написать эссе - анализ одного из произведений отечественного философа конца ХIХ – ХХ вв. (по выбору студента), подготовить доклад.
Основная литература:
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл.3.
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
|
|
3. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.
4. История русской философии: Учебник для вузов. / Ред. М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.
Дополнительная литература:
1. Антология русской философии. В трех томах. – С.-П.: Сенсор, 2000.
2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.
3. Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М., 2006.
4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.
5. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х – начало ХХ века. СПб. 1995.
Тема 4. Западная философия второй половины ХIХ – ХХI веков (2 часа)
Вид практического занятия: коллоквиум
План практического занятия:
1. Особенности философской мысли ХIХ – ХХI веков.
2. Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в «философии жизни».
3. Позитивизм, его исторические формы. Постпозитивизм. Прагматизм.
4. Экзистенциализм, решение проблемы человека.
5. Аналитическая философия и ее основные темы. «Лингвистический поворот» в современной философии.
6. Философская герменевтика.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- подготовить научное сообщение по теме занятия с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
- анализ одного из произведений зарубежного философа конца ХIХ – ХХ вв. (по выбору студента), доклад о прочитанном.
Основная литература
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл.2. §4.
|
|
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
3. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.
3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.
4. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Н.И. Фокина.- М.: Проспект, 2006, 2008.
Дополнительная литература:
1. Камю А. Бунтующий человек. 1990.
2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
4. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
6. Фокина Н.И. Современная западная философия: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008, 2009.
Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Тема 5. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Бытие и сознание (2 часа)
Вид практического занятия: семинар
План практического занятия:
1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в истории философии. Понятие субстанции, проблема единства и многообразия мира.
2. Основные свойства бытия. Движение и развитие.
3. Системность и самоорганизация как свойства бытия.
4. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.
5. Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность: сущность и явление; возможность и действительность).
6. Бытие и сознание. Природа сознания. Генезис сознания и факторы его формирования.
7. Социальная природа сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и знаковые системы.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- ознакомиться с работой отечественного философа А.Н. Чанышева «Трактат о небытии» (см. Интернет-ссылку: http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/tchanysh_tractat.htm и выработать свою позицию по данному вопросу (возможно привлечение и других работ – по выбору студента).
- подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием Интернет-ресурсов).
Основная литература:
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 4.
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–е изд. - М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература:
1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.
3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.