Тема 3. Русская философия: от истоков до современности (2 часа)

Вид практического занятия: коллоквиум

 

План практического занятия:

1. Особенности русской философии и основные периоды исторического развития.

2. Славянофилы и западники.

3. Материалистические течения (философские взгляды А.И. Герцена, антропологический материализм Н.Г. Чернышевского).

4. Русская религиозная философия (В.С. Соловьев: философия всеединства, цельное знание, учение о Софии, учение о «богочеловечестве». Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева).

5. Судьбы русской философии ХХ-ХХI вв.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- написать эссе - анализ одного из произведений отечественного философа конца ХIХ – ХХ вв. (по выбору студента), подготовить доклад.

 

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл.3.

2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.

4. История русской философии: Учебник для вузов. / Ред. М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

 

Дополнительная литература:

1. Антология русской философии. В трех томах. – С.-П.: Сенсор, 2000.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.

3. Ильин И. Общее учение о праве и государстве. М., 2006.

4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2009.

5. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х – начало ХХ века. СПб. 1995.

Тема 4. Западная философия второй половины ХIХ – ХХI веков (2 часа)

Вид практического занятия: коллоквиум

 

План практического занятия:

 

1. Особенности философской мысли ХIХ – ХХI веков.

2. Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в «философии жизни».

3. Позитивизм, его исторические формы. Постпозитивизм. Прагматизм.

4. Экзистенциализм, решение проблемы человека.

5. Аналитическая философия и ее основные темы. «Лингвистический поворот» в современной философии.

6. Философская герменевтика.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовить научное сообщение по теме занятия с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;

- анализ одного из произведений зарубежного философа конца ХIХ – ХХ вв. (по выбору студента), доклад о прочитанном.

 

 Основная литература

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл.2. §4.

2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Философия. Часть первая. История философии. / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

4. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Н.И. Фокина.- М.: Проспект, 2006, 2008.

 

Дополнительная литература:

1. Камю А. Бунтующий человек. 1990.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

4. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

6. Фокина Н.И. Современная западная философия: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008, 2009.

Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

 

Тема 5. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия. Бытие и сознание (2 часа)

Вид практического занятия: семинар

План практического занятия:

1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в истории философии. Понятие субстанции, проблема единства и многообразия мира.

2. Основные свойства бытия. Движение и развитие. 

3. Системность и самоорганизация как свойства бытия.     

4. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.

5. Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность: сущность и явление; возможность и действительность).

6. Бытие и сознание. Природа сознания. Генезис сознания и факторы его формирования.

7. Социальная природа сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и знаковые системы.

             

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- ознакомиться с работой отечественного философа А.Н. Чанышева «Трактат о небытии» (см. Интернет-ссылку: http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/tchanysh_tractat.htm и выработать свою позицию по данному вопросу (возможно привлечение и других работ – по выбору студента).

 - подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием Интернет-ресурсов).

       

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 4.

2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–е изд. - М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература:

1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.

3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: