Тема 4. Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия (2 часа)
Вид практического занятия: круглый стол
План практического занятия:
1. Бытие как философская категория. Различные подходы к проблеме бытия в современной философии. Понятие субстанции, проблема единства и многообразия мира.
2. Основные свойства бытия. Движение и развитие.
3. Системность и самоорганизация как свойства бытия.
4. Пространство и время как философские категории. Подходы к пониманию проблемы времени и пространства в современной философии и науке.
5. Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность: сущность и явление; возможность и действительность).
6. Бытие и сознание. Природа сознания. Генезис сознания и факторы его формирования.
7. Социальная природа сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и знаковые системы.
Задания для подготовки к практическому занятию:
|
|
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- ознакомиться с работой отечественного философа А.Н. Чанышева «Трактат о небытии» (см. Интернет-ссылку) http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/tchanysh_tractat.htm и выработать свою позицию по данному вопросу (возможно привлечение и других работ – по выбору студента).
- подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием Интернет-ресурсов).
Основная литература:
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 3.
2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).
3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–ое изд. - М.: Проспект, 2012.
4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература:
1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.
3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
Тема 5. Философские и научные картины мира (2/0 часа)
Вид практического занятия: круглый стол
План практического занятия:
1. Понятие картины мира. Натурфилософская картина мира. Эволюция картин мира и формирование философских категорий.
2. Классическая картина мира. Механистические представления о материи и движении. «Лапласовский» детерминизм. Субстанциальная концепция пространства и времени.
3. Неклассическая наука – квантово-механическая картина мира, вероятностно-статистический характер причинности, реляционная концепция пространства-времени.
|
|
4. Постнеклассическая картина мира. Фундаментальная роль случайности. Стохастичный, неопределенный, нелинейный характер развития Вселенной.
5. Синергетика как методология исследования сложных систем. Базисные принципы синергетики. Антропный принцип в постнеклассической науке. Новые подходы к проблемам времени.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- ознакомиться с работой отечественного философа А.Н. Чанышева «Трактат о небытии» (см. Интернет-ссылку) http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2000/tchanysh_tractat.htm
и выработать свою позицию по данному вопросу. Возможно привлечение и других работ – по выбору студента).
- подготовиться к выступлениям по философским проблемам современной науки (с использованием Интернет-ресурсов).
Основная литература:
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 4.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–ое изд. - М.: Проспект, 2012.
3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература:
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.
3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1983.