double arrow

Раздел 3. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Тема 6. Познание. Специфика научного познания (2 часа)

Вид практического занятия: семинар

План практического занятия:

1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.    

2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рационализма и иррационализма.

3. Проблема истины и ее критериев, ее решение в современной философии. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины.  

4. Проблема истины в судебном исследовании и юридической практике.

5. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Сущность и содержание юридической герменевтики.

6. Методология научного познания. Использование философских (метафизических) категорий (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность: сущность и явление; возможность и действительность) в юриспруденции, философии права и юридической практике. Эвристическая роль категорий метафизики в юридической сфере.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира;

- сравнить обоснование философами различных направлений позиций гносеологического оптимизма и «гносеологического пессимизма», определить собственную позицию и уметь ее аргументировать;

- найти в Гражданском и Уголовном кодексах РФ статьи, в которых используются философские категории. Определить сходство и различие в характеристике их объема и содержания;

- изучить раздел монографии, посвященный проблеме установления истины в юридической практике (Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: монография / под ред. Л.А. Деминой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; раздел I.);

 

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 5.

2. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд. – М.: Проспект, 2011 (и последующие издания).

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6-ое изд. - М.: Проспект, 2012.

4. Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: монография / под ред. Л.А. Деминой. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; раздел I.

5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составители: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

Дополнительная литература:

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

2. Истина в уголовном процессе // Закон. 2012. № 6.

3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

4. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Фокина Н.И.- М.: Проспект, 2008.

Раздел 4. ОБЩЕСТВО. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КУЛЬТУРА. ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС

Тема 7. Философская антропология и социальная философия (2 часа)

Вид практического занятия: свободная дискуссия

 

План практического занятия:

1. Соотношение природного и социального в человеке. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека.

2. Человек в системе социальных отношений. Феномен внутренней свободы. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность.

3. Права и обязанности личности, их философский и юридический смысл.

4. Философские споры о природе человека, смысле и цели его существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

5. Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основные подструктуры общества.

6. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Массовое сознание.

7. Место правового сознания в структуре общественного сознания, особенности правового сознания.

  

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- ознакомиться с гипотезами происхождения человека, обсудить в связи с данными гипотезами проблему выбора воспитания детей в семье.

Основная литература:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012-14. Гл. 6. §1.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–ое изд. - М.: Проспект, 2012.

3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев П. В. Социальная философия. М.: Проспект, 2014.

2. Артемов В.М. Свобода и нравственность. М., 2007.

3. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

4. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

5. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Издательство ЛКИ, 2010.  

6. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х – начало ХХ века. СПб. 1995.

7. Фокина Н.И. Современная западная философия: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008, 2009.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни смерти и бессмертии. М., 1991.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 8. Культура и цивилизация. Философская аксиология. Правовой прогресс (2 часа)

Вид практического занятия: тематический диспут

 

План практического занятия:

Понятие культуры, его историческое развитие. Структура и функции культуры. Виды культуры. Элитарная и массовая культура.

2. Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Общество в историческом процессе. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества и его истории.

3. Философское понимание ценностей (аксиология). Ценности, нормы, оценки и оценка. Виды ценностей. Проблема социального прогресса, социального идеала и переоценки ценностей в эпоху преобразований.

4. Основные формы ценностного освоения бытия.

5. Мораль и право. Ценности права. Справедливость и свобода как базовые ценности юриспруденции.

6. Понятие, сущность и критерии правового прогресса.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- углубленно изучить понятия «цивилизация» и «культура», сравнить определения цивилизации и культуры в различных философских источниках;

- написать эссе на тему «Значение и роль философии для образования современного юриста» или пробную рецензию на один из учебников по философии, изучавшихся в течение семестра;

- подготовка и проведение дискуссии об особенностях российской цивилизации, подбор литературы, обсуждение монографий отечественных авторов, касающихся актуальных проблем общественного развития Российской Федерации (например, В.В. Ильин «Российская цивилизация: содержание, границы и возможности» - М., 2000; или другая литература по рекомендации преподавателя и по собственному выбору).

Основная литература к практическому занятию:

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. М.: Проспект, 2012-14. Гл. 6. §§2-4.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 6–ое изд. М.: Проспект, 2012.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2002.

4. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Издательство ЛКИ, 2010.  

5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. М.: Проспект, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

3. Смысл жизни в русской философии. Конец Х1Х – начало ХХ века. СПб. 1995.

4. Философское осмысление судеб цивилизации. М., 2005.

5. Фокина Н.И. Современная западная философия: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: