ФИЛОСОФИЯ
2-е издание, переработанное и дополненное
Под редакцией доктора философских наук, профессора В.Н.Лавриненко
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
УДК 1(075.8)
ББК87.3
Ф54
Рецензенты:
А.К. Уледов — доктор философских наук, профессор.
заслуженный деятель науки РФ; А.В. Федотов — доктор философских наук, профессор.
Авторы:
Г.И. Иконникова — доктор философских наук, профессор:
В.Н. Лавриненко —доктор философских наук, профессор,
академик Международной академии информатизации;
В.П. Ратников — доктор философских наук, профессор,
академик Российской академии социальных наук; ММ: Сидоров — кандидат философских наук, доцент.
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Юристь, 2004. — 520 с. 15ВЫ 5-7975-0099-Х ( впер.)
Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания/раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристь, 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные. проблемы философской антропологии.
Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.
УДК 1(075.8) ББК87.3
©«Юристъ», 1998
©Иконникова Г.И.,-Лавриненко В.Н.,
I8ВN 5-7975-0099-Х Ратников В.П.. Сидоров М.М., 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов........................................................................................................................ 8
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения.................................................................. 9
Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ
ФУНКЦИИ................................................................................................................. 14
Философия и мировоззрение..................................................................................... 14
Вопросы философии.................................................................................... …........ 15
Философия как методология..................................................................................... 19
Функции философии.............................................................................................. 23
Философия и наука.................................................................................................. 26
Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ............................................................................................................. 30
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА................. ........................................ 30
1, Общие закономерности возникновения и развития философии Востока
и Запада............................................................................................................. 30
2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока.
Различия в проблематике.................................................................................... 37
Глава 11. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ......................................................... 42
1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе
и Востоке............................................................................................................ 42
2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития..... 43
3. Средневековая арабоязычная философия..................................................... 48
Глава Ш. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................ 52
1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм,
гуманизм............................;.........,.................................................................... 52
2. Натурфилософия эпохи Возрождения..................................................................... 59
Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................. ....................... 62
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени................................. 62
2. Основные проблемы (онтология И гносеология),......................................63
3. Социально-философские концепции....................................................................... 72
Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................................ 73
1. Просветительский характер философии XVIII в.........................................73
2. Онтологические и гносеологические проблемы......................................................... 75
3. Социально-философские воззрения........................................................................ 79
Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.................................. 82
1. Общая характеристика......................................................................................... 82
2. Философия Канта............................................................................................... 85
3. Философия Фихте............................................................................... ………... 93
3. Философия Шеллинга............................................................... ………….......... 95
4. Философия Гегеля............................................................................................. 98
5. Философия Фейербаха......................................................................................... 107
Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ........................................................................................ 113
Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ................................................................................... 119
Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................ 127
Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ................................................................................ 135
1. Развитие русской философии «-Ш —XVII вв............................................. 135
2. Русская философия XVIII в.......................................................................... 141
3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем
70-хгг.).......................:.........................................:........................................ 143
4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв..................... 158
Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ..,.................................. 169
1. Главные направления современной философии........................................................ 169
2. Основные современные модели философского мышления................................. 180
3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в..-................................. 193
4. Философские школы 70—90-х гг. XX в...................................................... 204
Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА Г... 218
Глава I. БЫТИЕ.......................................................................................................... 218
Глава II. МАТЕРИЯ................................................................................................ 230
Глава III. СОЗНАНИЕ.............................................................................................. 246
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА....................................................................................... 262
Глава V. ПОЗНАНИЕ................................................................................................ 277
Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ............................ 295
Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................. 305
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................................................... 305
1. Предмет социальной философии............................................................................ 305
2. Материализм и идеализм в социальной философии................................................... 308
3. Социальная философия как методология общественных наук.................................... 311
Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
В XIX—XX вв........................................................................................................... 316
1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее
проблематики...............................................................................:..................... 316
2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее
проблематики...................................................................................................... 325
3. Психологическое направление............................................................................... 327
4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........................... 334
5. Неокантианство.................................................................................................. 337
6. Социальная философия М.Вебера...................................... ................................. 340
7. Теория круговорота локальных цивилизаций......................................................... 343
8. Теоретическая социология П.Сорокина............................................................ 347
9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный
анализ.............................................................................................................. 351
10. Современная социобиология............................................................................... 355
11. Технологический детерминизм............................................................................ 361
Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА................................................................. 364
1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению
общества........................................................................................................... 364
2. Основные сферы жизни общества.......................................................................... 372
3. Социальная структура общества.......................................................................... 375
3. Политическая система общества........................................................................... 380
4. Духовная жизнь общества.................................................................................... 383
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................. 399
Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...................................................................... 414
1. Философской осмысление проблемы.................................................................... 14
2. Экологическая проблема..................................................................................... 419
3. Народонаселение................................................................................................ 426
Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.......................................................... 430
1. Понятие культуры и цивилизации............................................................... 430
2. Человеческое измерение культуры...................................................................... 433
3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное
в культуре............... ..................................................................................... 435
4. Культура и цивилизация................,................................................................... 438
5. Технические цивилизации.................................................... ............................... 443
Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ....................................... 448
Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ...................... 448
1. Философия Древнего Востока о человеке.................................. …….................... 449
2. Проблема человека в философии Древней Греции.................................... 452
3. Средневековая христианская концепция человека.................................................... 456
4. Человек Нового времени в европейской философии................................................ 457
5. Немецкая классическая философия о человеке........................................................ 459
6. Антропологическая проблема в русской философии................................................ 462
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА............ 465
1. Проблема антропогенеза...................................................................................... 465
2. Сущность и существование....................................................................... 473
3. Биологическое и социальное в человеке................................................... 476
4. Бессознательное и сознательное................................................................ 478
5. Индивид и личность............................................................................................ 483
6. Смысл и цель жизни........................................................................................... 488
Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..................................... 492
/ЦПонятие и природа ценностей........................................................................ 492
2. Социальные ценности и социализация личности........................................ 496
Указатель имен.........................................................................................................506
Указатель терминов......................................................................................................... 511
От авторов
Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетаний историко-философского и проблемного наложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.
Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
Вместо введения
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия»[1].
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые—смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»[2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради
самой себя и представляет «знание и понимание ради самого, знания и понимания»[3].
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх, перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для Одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»[4].
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию во
обще. Это:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и Человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и 1оgos — учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что
есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos— учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и
развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теорий, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.
Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.
В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути, выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого, себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.
В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.
В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.
В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологий познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов Общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.
В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в историй философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.
Данный учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V); доктор философских наук, профессор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвертый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат философских наук, доцент ММ. Сидоров (Разд. третий).
Раздел первый
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ