Мировоззренческое, теоретическое

ФИЛОСОФИЯ

2-е издание, переработанное и дополненное

 

 

Под редакцией доктора философских наук, профессора В.Н.Лавриненко    

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

 

 

УДК 1(075.8)

ББК87.3

Ф54

Рецензенты:

А.К. Уледов — доктор философских наук, профессор.

заслуженный деятель науки РФ; А.В. Федотов — доктор философских наук, профессор.

Авторы:

Г.И. Иконникова — доктор философских наук, профессор:

В.Н. Лавриненко —доктор философских наук, профессор,

академик Международной академии информатизации;

В.П. Ратников — доктор философских наук, профессор,

академик Российской академии социальных наук; ММ: Сидоров — кандидат философских наук, доцент.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Юристь, 2004. 520 с. 15ВЫ 5-7975-0099-Х ( впер.)

Доступно и четко излагаются основные положения системы фило­софского знания/раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические эта­пы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдель­ные разделы посвящены основам философского понимания мира, со­циальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристь, 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на клас­сическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные. проблемы философской антропологии.

Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.

УДК 1(075.8) ББК87.3

©«Юристъ», 1998

©Иконникова Г.И.,-Лавриненко В.Н.,
I8ВN 5-7975-0099-Х                                         Ратников В.П.. Сидоров М.М., 1998




ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов........................................................................................................................ 8

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения.................................................................. 9

Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ

ФУНКЦИИ................................................................................................................. 14

Философия и мировоззрение..................................................................................... 14

Вопросы философии.................................................................................... …........ 15

Философия как методология..................................................................................... 19

Функции философии.............................................................................................. 23

Философия и наука.................................................................................................. 26

Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ФИЛОСОФИИ............................................................................................................. 30

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА................. ........................................ 30

1, Общие закономерности возникновения и развития философии Востока

и Запада............................................................................................................. 30

2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока.

Различия в проблематике.................................................................................... 37

Глава 11. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ......................................................... 42

 1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе

и Востоке............................................................................................................ 42

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития..... 43

       3. Средневековая арабоязычная философия..................................................... 48

Глава Ш. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................ 52

1.                                     Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм,
гуманизм............................;.........,.................................................................... 52

2. Натурфилософия эпохи Возрождения..................................................................... 59

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................. ....................... 62

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени................................. 62

2. Основные проблемы (онтология И гносеология),......................................63

3. Социально-философские концепции....................................................................... 72

Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................................ 73

1. Просветительский характер философии XVIII в.........................................73

2. Онтологические и гносеологические проблемы......................................................... 75

3. Социально-философские воззрения........................................................................ 79

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.................................. 82

1. Общая характеристика......................................................................................... 82

2. Философия Канта............................................................................................... 85

3. Философия Фихте............................................................................... ………... 93

3. Философия Шеллинга............................................................... ………….......... 95

4. Философия Гегеля............................................................................................. 98

5. Философия Фейербаха......................................................................................... 107

Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ........................................................................................ 113

Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ................................................................................... 119

Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................ 127

Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ................................................................................ 135

1. Развитие русской философии «-Ш —XVII вв............................................. 135

2. Русская философия XVIII в.......................................................................... 141

3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем

70-хгг.).......................:.........................................:........................................ 143

4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв..................... 158

Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ..,.................................. 169

1. Главные направления современной философии........................................................ 169

2. Основные современные модели философского мышления.................................  180

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в..-................................. 193

4. Философские школы 70—90-х гг. XX в...................................................... 204

Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА Г... 218

Глава I. БЫТИЕ.......................................................................................................... 218

Глава II. МАТЕРИЯ................................................................................................ 230

Глава III. СОЗНАНИЕ.............................................................................................. 246

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА....................................................................................... 262

Глава V. ПОЗНАНИЕ................................................................................................ 277

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ............................ 295

Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................. 305

Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................................................... 305

1. Предмет социальной философии............................................................................ 305

2. Материализм и идеализм в социальной философии................................................... 308

3. Социальная философия как методология общественных наук.................................... 311

Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

В XIX—XX вв........................................................................................................... 316

1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее
проблематики...............................................................................:..................... 316

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее
проблематики...................................................................................................... 325

3. Психологическое направление............................................................................... 327

4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........................... 334

5. Неокантианство.................................................................................................. 337

6. Социальная философия М.Вебера...................................... ................................. 340

7. Теория круговорота локальных цивилизаций......................................................... 343

8. Теоретическая социология П.Сорокина............................................................  347

9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный

анализ.............................................................................................................. 351

10. Современная социобиология............................................................................... 355

11. Технологический детерминизм............................................................................ 361

Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА................................................................. 364

1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению
общества........................................................................................................... 364

2. Основные сферы жизни общества.......................................................................... 372

3. Социальная структура общества.......................................................................... 375

3. Политическая система общества........................................................................... 380

4. Духовная жизнь общества.................................................................................... 383

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА............................. 399

Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...................................................................... 414

1. Философской осмысление проблемы.................................................................... 14

2. Экологическая проблема..................................................................................... 419

3. Народонаселение................................................................................................ 426

Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.......................................................... 430

1. Понятие культуры и цивилизации............................................................... 430

2. Человеческое измерение культуры...................................................................... 433

3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное

в культуре............... ..................................................................................... 435

4. Культура и цивилизация................,................................................................... 438

5. Технические цивилизации.................................................... ............................... 443

Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ....................................... 448

Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ...................... 448

1. Философия Древнего Востока о человеке.................................. …….................... 449

2. Проблема человека в философии Древней Греции.................................... 452

3. Средневековая христианская концепция человека.................................................... 456

4. Человек Нового времени в европейской философии................................................ 457

5. Немецкая классическая философия о человеке........................................................ 459

6. Антропологическая проблема в русской философии................................................ 462

Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА............ 465

1. Проблема антропогенеза...................................................................................... 465

2. Сущность и существование.......................................................................  473

3. Биологическое и социальное в человеке................................................... 476

4. Бессознательное и сознательное................................................................ 478

5. Индивид и личность............................................................................................ 483

6. Смысл и цель жизни........................................................................................... 488

Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..................................... 492

/ЦПонятие и природа ценностей........................................................................ 492

2. Социальные ценности и социализация личности........................................ 496

Указатель имен.........................................................................................................506

Указатель терминов......................................................................................................... 511

 

От авторов

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содер­жание философской мысли в ее историческом развитии, рас­смотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебни­ков по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения не­редко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глу­бокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творчес­кого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отра­жение в его структуре, прежде всего в сочетаний историко-фи­лософского и проблемного наложения материала с использова­нием интересных фактов из области последних достижений ес­тественных и общественных наук, а также данных современ­ной общественной практики. Излагаются точки зрения, кото­рые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить чита­телям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

 





ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, пото­му что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть фи­лософом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое муд­рость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудр­ствовали каждый по-своему. С этим связано и различное пони­мание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писате­лями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия»[1].

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна иг­рищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые—смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»[2]. Итак, согласно Пифа­гору, смысл философиив поиске истины. Разделял это мне­ние и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софис­ты. Согласно им, главная задача философанаучить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с до­стижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уло­вок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты име­ешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лу­кавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заклю­чается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответст­вующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.    

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача филосо­фиипостижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради
самой себя и представляет «знание и понимание ради самого, знания и понимания»[3].   

Следует отметить, что понимание предмета философии свя­зано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на по­явление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помо­щи философии преодолеть страх, перед смертью, может слу­жить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужас­ное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для Одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»[4].

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к чело­веку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру­гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предме­том исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралисти­ческий и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авто­ритетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию во­
обще. Это:                                                                           

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и Человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и 1оgos — учение).                                                                                  

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что
есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физи­ческие, химические, биологические и т.д.), хотя она, в боль­шинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о по­знании получило название гносеологии (от греч. gnosis — зна­ние, познание и logos— учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и
развития общества.
Формально эта проблема, конечно, нахо­дит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общест­во оказывает основное влияние на развитие личности, форми­рует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, ко­торый изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4.   Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важней­ших для философии, поскольку именно человек является ис­ходным и конечным пунктом философствования. Творит и дей­ствует не абстрактный дух, а человек. Философия человека на­зывается философской антропологией.

  Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теорий, формулирующей свои кате­гории и их систему, закономерности, методы и принципы ис­следования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий ха­рактер, распространяются одновременно на природу, общест­во, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозна­ченные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути, выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистичес­кие, религиозные и их разновидности. В связи с этим решают­ся такие проблемы, как соотношение философии и мировоз­зрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого, себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в филосо­фии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной фи­лософии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

В Разделе третьем излагаются основы философского пони­мания мира. Рассматриваются фундаментальные философ­ские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, позна­ния, а также философские проблемы информатики, указываю­щие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения со­циальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направ­ления социальной философии. Показано ее значение как тео­рии и методологий познания общественных явлений. Рассмат­ривается взаимодействие основных элементов Общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о челове­ке. Показано решение проблемы человека в историй философ­ской мысли, включая современные философские учения. Все­сторонне раскрываются сегодняшние проблемы существова­ния человека в обществе и их решение в современной антропо­логии.

Данный учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатиза­ции В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V); доктор философских наук, профес­сор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвер­тый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат фи­лософских наук, доцент ММ. Сидоров (Разд. третий).

 

 







Раздел первый

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: