Предмет и его изображение

Цель. Та же.

Пособия. Кубик, брусок, шарик, кольцо, треугольная
призма; 2 дощечки с изображением данных фигур по З^иа
каждой.

Ход занятия. Логопед кладет на стол все фигурки и
2 дощечки с их изображением. Затем берет со стола кольцо,
спрашивает у ребенка; «Что это?» Тот отвечает: «Это ко-
лечком.
Логопед, показывая на дощечки, спрашивает: «Агде

в3


здесь колечко?» — «Вот' колечко», — ребенок показывает
изображение кольца. «А теперь мы положим это колечко на
дощечку—вот сюда, где парисовано колечко», — говорит
логопед и показывает, как это надо сделать. Он предлагает
малышу самому разложить фигурки но дощечкам, следя за
правильным выполнением задания.

Примечание. На данном этапе замена обозначения
формы объемной геометрической фигуры названием сходно-
го по форме и знакомого ребенку предмета закономерна, до-
пустима. Например: цилиндр — столбик, палочка, треуголь-
ная призма — крыша и т. п.

Квадраг — кружок

Цель. Формировать представление о разнообразии гео-
метрических фигур. Закреплять понятие о сходстве и раз-
личии форм. Дать понятие о плоскостных геометрических
фигурах.

Пособия. Плоскостные геометрические фигуры: кру-
ги. каадраты (по 5 шт.), треугольник, прямоугольник, овал

одного цвета. Все круги имеют одинаковую величину (то
же—и квадраты).

Ход занятия. Для того чтобы продемонстрировать
разнообразие форм плоскостных геометрических фигур, ло-
гопед выкладывает на стол квадрат, круг, треугольник, пря-
моугольник, трапецию. Говорит; «Саша, посмотри, какие
разные игрушки. Вот кружок, вот квадрат». Остальные фор-
мы не называет. Дав ребенку рассмотреть выложенные на
столе предметы, взрослый оставляет на столе круг и квад-
рат, остальные формы убирает.

Затем логопед берет круг: «Это кружок». Дает его ре-
бенку, обводит круг его рукой. Берет квадрат: «Это квад-
рат». Аналогично обследует его рукой ребенка, обращая
внимание на уголки у квадрата. Оба предмета кладет на
стол. Просит ребенка показать, где кружок, где квадрат.
Убедившись, что малыш различает предметы по форме,
усложняет задание: выкладывает на стол вперемешку все
круги и квадраты и предлагает ему положить круги к кру-
гам, квадраты к квадратам. Ребенок, раскладывая пред-
меты по форме, говорит: «Это кружок. Я положу кружок
сюда. Это квадрат. Я положу квадрат сюда». Так он груп-
пирует предметы по форме путем зрительного соотнесения.

Логопед следит за правильностью выполнения малышом
задания, за его речью.

' Примечание. Как правило, понятие круг входит в
активную речь ребенка быстрее, чем слово квадрат.

Соотнеси по форме

Цель. Учить различать и называть форму предметов.
Пособия. Круги и квадраты (по 5 шт.) одного цвета
и величины; 2 карты: на одной в левом верхнем углу нари-
сован квадрат, на другой нарисован круг.

Ход занятия. На столе перед ребенком лежат круги
и квадраты, несколько левее—карты с изображением кру-
га и квадрата. Логопед, показывая ребенку на предметы,
изображенные на картах, просит назвать их. Если малыш
затрудняется, взрослый напоминает ему название предме-
тов. Затем, указывая на круг и квадрат, просит ребенка
еще раз повторить названия фигур. Если он назовет их пра-
вильно, логопед дает следующую инструкцию: «Положи
квадрат к квадрату, кружочки к кружочкам». Ребенок вы-
нолняет задание, сопровождая его речью: «Это кружок»;

«Я беру кружок»; «Я кладу кружок сюда»; «Это квадрат»;

«Я беру квадрат»; «Я кладу квадрат сюда». Таким образом
ребенок, раскладывая предметы по образцу, повторяет на-
зваяия фигур: кружок, квадрат.























































Разложи игрушки по своим местам

Цель. Учить классифицировать предметы по форме,
не учитывая цвет.

'Пособия. По 6 квадратов и кругов одной величины,
но разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего; 2 до-
щечки: на одной в левом верхнем углу наклеен квадрат, на
другой — круг, окрашенные в разные цвета.

Ход занятия. Взрослый кладет перед ребенком до-
щечки, фиксируя его внимание на форме предметов-образ-
цов. Круги и квадраты находятся в коробке у логопеда. Он
берет круг такого же цвета, что и круг-образец, показывает
ребенку, спрашивает: «Что это?» — «Это крулсок», — отве-
чает ребенок. «На какую дощечку ты положишь кружок:

сюда или сюда?» — спрашивает взрослый и показывает на
дощечки- Ребенок говорит: «Я положу кружок сюда». Кла-
дет его на соответствующую дощечку. Логопед дает ребен-
ку еще 1 круг, но другого цвета, спрашивает; «На какую
дощечку ты положишь этот кружок?» Если малыш ошиба-
ется, взрослый исправляет ошибку: берет неправильно по-
ложенный круг, обращает внимание ребенка на форму
предмета и кладет его на дощечку сам. Затем показывает
квадрат, отличающийся цветом от образца, просит ребенка
назвать предмет, показать, куда его надо положить.


Как только ребенок начнет действовать правильно, лого-
кед выкладывает из коробки вперемешку квадраты и кру-
ги и предлагает разложить ид самостоятельно: «Положи
правильно: кружок к кружкам, квадрат к квадратам»,

ПОНЯТИЕ О ВЕЛИЧИНЕ
Положи кукол спать

Цель. Закреплять в активном словаре ребенка назва-
ния величины предмета: большой, маленький. Совершенст-
вовать зрительное восприятие величины предмета, расши-
рять способы выполнения заданий. Продолжать фор-
мирование фразовой речи, включающей простые
распространенные предложения. Совершенствовать струк-
туру слов, фонетическую сторону речи, ее грамматический
строй.

Пособия. Большая и маленькая куклы и соответствую-
щие им по величине кровати с постельными принадлежно-
стями.

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком 2 кро-
вати: большую и маленькую. Спрашивает: «Какая это кро-
ватка?»—указывает сначала на большую, затем на ма-
ленькую кровать. Малыш отвечает. Аналогичные вопросы
взрослый задает ребенку, показывая ему двух кукол. Затем
предлагает положить спать сначала большую куклу я кон-
статирует действия ребенка: «Правильно, Саша, ты поло-
жил большую куколку спать на большую кроватку». Затем
ребенок укладывает на маленькую кровать маленькую
куклу.










































Покатаем мишек на машинах

Цель. Та же.

Пособия. 2 мишки разной величины и соответствую-
щие им 2 машины.

Ход занятия. Аналогичен предыдущему,


Куклы идут гулять

Цель. Та же.

Пособия. 2 куклы, отличающиеся величиной, и соот-
ветствующие предметы одежды.

Ход з а няти я. Аналогичен предыдущему.
68

Чем отличаются картинки?

Цель. Та же.

Пособия, Предметные картинки, на которых изобра-
жено по 2 одинаковых предмета, отличающихся величиной.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку предмет-
ную картинку с изображением 2 матрешек, контрастных по
величине, «Кто это?» — спрашивает логопед, указывая на
матрешек- «Это матрешки», — отвечает ребенок. «Посмот-
ри, какие красивые матрешки! Это большая матрешка, а
это маленькая», — говорит взрослый, соответственно ука-
зывая на матрешек, Обращается к малышу: «Покажи ма-
ленькую матрешку*.
Ребенок показывает, «А эта матрешка
большая или маленькая?» — продолжает логопед. «Это
большая матрешка»,—отвечает малыш.

Логопед кладет карточку, на которой нарисованы

2 контрастных по величине цветка. «Что это?» — спрашива-
ет логопед. «Это цветочки», — отвечает ребенок. «Какой это
цветок, большой пли маленький^»— спрашивает взрослый,
указывая на большой цветок. Ребенок должен назвать ве-
личину цветка. Если он ошибся а определении величины,
логопед поправляет его и вновь ставит тот же вопрос, но
при этом указывает уже на маленький цветок.

Таким же образом обыгрываются предметные картинки
с изображением 2 контрастных по величине предметов. На
одном занятии может быть обыграно до 4—б предметных
картинок.

Постепенно логопед переходит к предметным картинкам,
на которых изображено по 3—4 однородных предмета: 2—

3 из них одной величины, а один поменьше (побольше).























Пирамидка

Цель. Учить складывать пирамидку с учетом величины
колец.

Пособия. Пирамидки из 3—5 колец, у которых разни-
ца в величине ярко выражена.

Ход занятия. Занятие проходит в 2 этапа. Первый
этап — выполнение задания по инструкции. Логопед ставит
перед ребенком пирамидку из 5 колец. Проводит рукой по
ее поверхности сверху вниз, «Вот какая горка». Предлагает
малышу тоже провести рукой по пирамидке, чтобы ощутить,
как она расширяется книзу. Затем ребенок по просьбе лого-
педа разбирает пирамидку. Снятые кольца логопед пере-
мешивает и обращается к малышу: «Возьми большое колеч-

67


ко». Ребенок берет. «Какое ты взял колечко?» — спраши-
вает логопед. «Я взял большое колечко'», — отвечает ребе-
нок. Колечко надевается на стержень пирамидки, После
этого логопед вновь обращается к ребенку: «Возьми боль-
шое колечко и надень на пирамидку». Ребенок выбирает из
оставшихся колец большее и надевает его. Так каждое по-
следующее его действие предваряет инструкция взрослого;

«Возьми большое колечко и надень на пирамидку». Нако-
нец, когда остается последнее кольцо, логопед спрашивает:

«Какое это колечко?» — «Маленькое», — отвечает малыш.
Когда пирамидка собрана, логопед предлагает ребенку
вновь провести рукой по ее поверхности, чтобы ощутить гор-
ку, почувствовать, как пирамидка постепенно расширяется.

На втором этапе ребенок начинает складывать пира-
мидку самостоятельно или с небольшой помощью взрос-
лого.

Вначале малышу предлагается пирамидка из 3 колец.
Логопед говорит: «Сними все колечки, а потом собери пи-
рамидку правильно». Если ребенок ошибается, взрослый
говорит: «Ты неправильно надел это колечко. Положи его
на стол, найди большое колечко». Ребенок, сравнивая вели-
чину колец, должен найти необходимое кольцо и надеть его
на
пирамидку.

Постепенно количество колец увеличивается до 4—6.
На этом этапе совершенствуется способ выполнения за-
дания: от проб ребенок переходит к примериванию и зри-
тельному соотнесению.

Для той же цели, т. е. закрепления в активном словаре
названия величины (большой, маленький) и совершенство-
вания способа выполнения задания, может служить 3—'
4-местная матрешка.

Положи правильно

Цель. Учить классифицировать предметы по величине
без учета цвета-
Пособия. 2 группы кругов (по 5 шт. в каждой) раз-
ной величины. Круги окрашены в основные цвета: желтый,
красный, синий, зеленый. 2 дощечки: на одной в левом вер-
хнем углу наклеен большой круг, на другой — круг мень-
шего размера, оба круга-образца одного цвета.

Ход занятия. Логопед кладет дощечки вплотную
друг к другу, чтобы ребенку легче было соотносить пред-
меты по величине. Показывая образцы, он спрашивает ма-
льпиаг <Что это?» — «Это кружочки», — отвечает ребенок.

68

«Покажи, где большой кружок? Где маленький?» — просит
логопед. Ребенок показывает. Взрослый выкладывает впе-
ремешку круги. «Посмотри, сколько кружкой. Все они раз-
ные: и большие, и маленькие», — говорит логопед, обращая
внимание ребенка на величину кругов. «Возьми большой
кружок. На какую дощечку ты его положишь?» Ребенок
показывает и говорит: «Я положу кружок сюда». Логопед
просит малыша взять еще большой круг и положить на со-
ответствующую дощечку, а затем взять маленький круг (во
избежание стереотипности в действиях ребенка).

Затем взрослый предлагает малышу взять одновремен-
но большой и маленький круги и разложить их по дощеч-
кам. «Какие ты взял кружочки?»—спрашивает логопед.
«Я взял больший и маленький кружки»,—отвечает ребе-
нок. Взрослый просит малыша показать, на какие дощечки
он положит взятые им кружочки. Если ребенок с заданием
справляется, логопед предлагает ему разложить оставшиеся
круги по дощечкам самостоятельно.

Таким же образом группируются по величине и квад-
раты.





























































Закрой окошки

Цель. Учить классифицировать предметы по величине.
Пособия. Доска с 3 большими (диаметр 7 см) я
2 маленькими (диаметр 5 см) круглыми отверстиями, а
также с 2 большими (6 см Х 6 см) и 2 маленькими
(4 смХ4 см) квадратными отверстиями. Соответствующие
отверстиям вкладыши, на каждом из которых имеется не-
большая ручка, чтобы детям было удобнее брать их
(рис. 77).

Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком доску,
указывает на отверстия в ней: «Это окошки». Обращает
внимание ребенка на то, что окошки разные, просит на-
звать их форму и величину. «Это большой кружок, а это
маленький кружок. Это большой квадратик, это маленький'
квадратика, —
говорит малыш. Логопед раскладывает
вкладыши. «Что это?» — спрашивает он ребенка, указывая
на вкладыши. «Это квадратики, кружочки», — отвечает ре-
бенок. «Этими квадратиками, кружочками надо закрыть
окощки. Я возьму кружок и закрою им вот это маленькое
окошко», — говорит взрослый и вставляет вкладыш. Пред-
лагает ребенку взять большой кружок и закрыть им соот-
ветствующее окошко. Так закрываются все отверстия. По
просьбе логопеда малыш сопровождает свои действия

69


речью, например: «Я взял большой кружок», или: «Я за-
крыл большое окошко» и т. п.

Логопед следит за правильностью выполнения задания,
в частности—чтобы маленькие вкладыши не вставлялись
в большие окна той же формы.

Примечание. Если ребенок вставляет круглый вкла-
дыш относительно легко, то вкладывание квадратных вкла-
дышей дается ему, как правило, с трудом — мешают углы.
Можно наблюдать, как мялыщ силой пытается протолкнуть
квадрат в соответствующее отверстие, пользуясь способом
проб к ошибок. Поэтому логопед при выполнении задания
должен не один раз показать ему, как надо расположить
квадратный вкладыш относительно отверстия, научить вы-
полнять задание способом нримеривания.

Мзтрешки

Цель. Та же.

Пособия. 3 большие карты, на которых нарисованы
матрешки разных размеров, и 18 маленьких карточек с изо-
бражением одежды, посуды, игрушек разной величины.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку большие
карты, спрашивает: «Что здесь нарисовано?» Ребенок отве-
чает: «Здесь нарисованы матрешки-». Взрослый просит его
показать вначале большую матрешку, а потом маленькую.
Ребенок, указывая на большую матрешку, говорит; «Это
большая матрешка. А это маленькая матрешка». Показыва-
ет и на маленькую матрешку. «Положи матрешек по росту.
Возьми большую матрешку и положи ее сюда»,—говорят •
ьзрослый, указывая определенное место. Остальные 2 мат-
решки путем зрительного соотнесения малыш последова-
тельно кладет по росту.

Логопед дает ребенку по 3 карточки с изображением
платья и платка. «Какое платье ты отдашь большой матреш-
ке?»—спрашивает логопед- Ребенок берет карточку с
большим платьем и говорит; «Большое платье я отдам боль-
шой матрешке», — и кладет карточку рядом с большой
матрешкой. «Дай и этим матрешкам платья», •"• говорит ло-
гопед, Ребенок раскладывает около матрешек карточки с
платьями, зрительно ориентируясь на величину объектов.

Так обыгрываются и остальные карточки с изображе-
нием платка, посуды и игрушек.

Вариант. Занятие проводится с 3 детьми. Логопед вы-
кладывает на середину стола 3 большие карты с матрешка-
ми — с учетом величины одну под другой. Каждому ребен-
70

ку взрослый раздает маленькие карточки с изображением
предметов одной логической категории.

Обращаясь к детям, говорит: «Проснулись утром матреш-
ки и стали одеваться. Что наденут матрешки?» Ребенок, у
которого картинки с платьями и платками, говорит: «Ма-
трешки наденут платья и платочки. Большое платье, боль-
шой
платочек наденет большая матрешка». Кладет кар-
точки рядом с большой матрешкой. «Это платье и платочек
наденет вот эта матрешка», — указывает на среднюю
матрешку и кладет рядом с ней соответствующие карточки.
«.Маленькое платье и маленький платочек наденет малень-
кая
матрешка», — говорит ребенок.

Логопед продолжает игру: «А теперь матрешки будут
кушать. Нужно дать им чашку и ложку». Малыш, у кото-
дого карточки с посудой, должен разложить их в соответст-
вии с величиной матрешек.

«А у тебя что нарисовано на картинках?»—спрашивает
логопед третьего ребенка, «На картинках нарисована пира-
мидка», —
отвечает и показывает он. «Матрешки хотят
играть, — говорит логопед. — Дай им пирамидку». Малыш
раскладывает около матрешек картинки и поясняет;

«Большой матрешке я дам большую пирамидку». Аналогич-
но действует со средними и маленькими матрешками и пи-
рамидками.

Один ребенок выполняет задание, а остальных логопед
привлекает к анализу его действий, для чего периодически
спрашивает их. правильно ли тот положил картинку, пра-
вильно ли он сказал и т. д.

ПОНЯТИЕ О ЦВЕТЕ
Собери пирамидку

Цель, Закреплять в активной речи названия основных
цветов (красного, синего, желтого, зеленого) в процессе
установления тождества и различия предметов по цвету;

выделять названный цвет из 2—3 других; самостоятельно
определять цвет предмета по инструкции логопеда. Продол-
жать работу по формированию фразовой речи, состоящей
из простых распространенных предложений. Совершенст-
вовать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее
грамматический строй.

Пособия- Пирамидки 4 основных цветов из 3 колец
каждая.

Ход занятия. На столе находятся пирамидки крас-
ного и синего цвета. Логопед показывает ребенку красную

71


пирамидку и спрашивает: «Какого цвета пирамидка?» Тот
отвечает: «Красная». Логопед дает образец ответа: «Это
красная пирамидка». Ребенок повторяет. «А эта какого цве-
1й?» — спрашивает логопед, указывая на синюю пирамидку.

Если малыш ошибается при назывании цвета, взрослый
отвечает сам.

Логопед предлагает ребенку снять с пирамидки кольца
и положить их на стол. Оба стержня пирамидок ставятся
черед ребенком. Взрослый перемешивает кольца я просит
ребенка вновь поочередно собрать пирамидки, подбирая
кольца не только по цвету, но и по величине. Если ребенок
при складывании пирамидки ошибается, логопед его по-
правляет. «Неправильно. Сними колечко, положи его на

стол и посмотри, какое колечко надо надеть на эту пи-
рамидку».                                        ;

В зависимости от характера допущенной ошибки взрос-
лый обращает внимание малыша на ивет или величину не-
правильно надетого кольца.

Аналогично обыгрываются пирамидки зеленого и жел-
того цвета.








































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: