Обучение конструированию

Построим домик для собачки

Цель. Учить простому конструированию: ставить брус-
ки на длинное ребро, плотно придвигая их друг к Другу,—
строить домик. Обучать пониманию и выполнению инст-
рукций: возьми кирпичик, поставь кирпичик на стол, позо-
ви собачку.
Побуждать детей произносить слова: дай. на,
иди, домик.
Развивать мелкую моторику рук.

Пособия. 6 брусков-кирпичиков, небольшая игрушка-
собачка.

Ход занятия. Занятие проводится за столом. Лого-
пед показывает игрушку, называет ее: «Это собачка. Как

39


лает собачка?» Ребенок самостоятельно или отраженно
произносит ав-ав. Собачку убирают. Взрослый кладет на
стол бруски. «Это кирпичики, — говорит логопед. — По-
строим домик для собачки. Я возьму кирпичик. Лена', возь-
ми кирпичик, поставь кирпичик на стол. Гик!» Показывает,
как надо ставить брусок. Если ребенок затрудняется, лого-
пед помогает ему. Когда домик построен, взрослый воскли-
цает: «Вот какой домик построила Лена. Это домик для
собачки.
Где собачка? Лена, возьми собачку, скажи: иди,
собачка, иди».
Побуждает ребенка к повторению слова
иди. Логопед ставит собачку на стол: «Иди домой, собач-
ка1-» Малыш с помощью взрослого «ведет» собачку в домик.
По окончании игры логопед просит дать ему собачку, доби-
ваясь, чтобы ребенок при этом произносил слово на.
Подобным образом обыгрываются кошка, мишка.

Диван

• Цель. Формировать навыки воспроизведения построек
по подражанию. При обыгрывании построек расширять пас-
сивный и активный словарь детей путем выполнения инст-
рукций в сочетании с указательным (поясняющим) жестом.
Формировать фразовую речь с помощью простого нерас-
пространенного предложения. Совершенствовать мелкую
моторнку рук.

Пособия. По 2 бруска-кирпичика на ребенка и. лого-
педа, маленькая кукла (мишка).

Ход занятия. Логопед кладет на стол 4 бруска и го-
ворит: «Это кирпичики». Побуждает ребенка к повторению
слова кирпичики. «Будем строить диван для куклы». Берет
1 брусок, показывает его малышу; «Я взяла один кирпичик.
Саша, возьми один кирпичик. Давай положим кирпичики
па стол». Логопед кладет свой брусок на стол, ребенок,
подражая ему, делает то же самое. Взрослый предлагает
взять еще кирпичик и поставить его так, как ставит сам,
т,,е. на длинную узкую грань, придвигая его вплотную к
бруску, лежащему на столе. Логопед помогает ребенку по-
ставить кирпичик правильно.

Показывая куклу, логопед спрашивает: «Кто это?» Ре-
бенок отвечает: «Это кукла-ляля», Логопед говорит: «Поса-
ди куклу на диван. Что делает кукла?» Малыш отвечает:

«Кукла сидите. Взрослый побуждает ребенка дать куклу,
сказав: «На куклу». Логопед и ребенок вместе убирают
кирпичики в коробку,

40

Кроаатка

Цель. Та же.

Пособия. По 3 бруска размером 16Х8Х4 ем—для
логопеда и для ребенка; маленькая кукла с закрывающи-
мися глазами.

Ход занятия. Логопед обращается к ребенку: «Ира,
сейчас мы сделаем кроватки». Выкладывает на стол перед
ребенком 3 бруска. Берет брусок, кладет его широкой сто-
роной на стол, предлагает малышу сделать то же самое.
Два других бруска ставятся вертикально, на короткое реб-
ро, образуя спинки кровати. Логопед постоянно привлекает
внимание рсб&ниа к тому, как и куда надо поставить бру-
сок, чтобы у него. получилась кровать. Когда кровати по-
строены, логопед, указывая на них, поясняет: «Это кроват-
ка
и ^го кроватка». Спрашивает малыша: «Ира, что это?» —
побуждая к называнию постройки.

Затем взрослый берет куклу, просит выполнить ин-
струкцию: «Положи куклу на кровать». Ребенок кладет
куклу, логопед говорит: «У куколки глазки закрыты. Ку-
колка спит. Что делает кукла?» — спрашивает логопед ре-
бенка. «Кукла-^яля спыг»,—отвечает ребенок.

Забор

Цель. Та же.

Пособия. 4 бруска размером 10Х5Х3 см, маленькие
игрушки: петушок, кошка,

Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед кладет
бруски на стол: «Это кирпичики. Много кирпичиков. Будем
строить забор». Берет брусок, показывает его ребенку и
говорит: «Я взяла один кирпичик». Ира, возьми один кир-
пичик.
Давай поставим кирпичики на стол». Логопед ста-
вит брусок на короткую узкую грань и помогает ребенку
поставить его брусок рядом со своим. Так же ставятся
остальные бруски. После окончания постройки взрослый
отмечает: «Вот какой хороший забор ты построил». Свой
же забор он сразу убирает.

Затем логопед вынимает из коробки игрушки — кошку
и петушка. Указывая на петушка, спрашивает: «Ира, кто
это?»— «Петушок»,— отвечает ребенок. Логопед демонст-
рирует действие игрушки: «Прыг петушок на заборчик.
А это кто?—показывает кошку.—Это киска. Позови кис-
ку: иди. киска! Возьми киску и поставь на заборчик». Ребе-
нок ставит. Логопед берет кошку, не спеша передвигает ее

41


по забору, приговаривая: «Идет киска. Киска идет». Спра-
шивает: «Ира, что делает киска?»—побуждая ребенка к
произнесению фразы. Затем взрослый убирает игрушки:

«Петушок и киска убежали*.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
4 НнДЮК

Цель. Совершенствовать движения языка вперед-на-
зад по показу логопеда, по речевой инструкции: высунь —
убери язычок.

Ход занятия. Логопед и ребенок сидят перед зерка-
лом. Логопед показывает движения языка вначале в мед-
ленном темпе и предлагает ребенку сделать то же самое:

«Высунь язычок. Убери язычок». Эти движения ребенок
воспроизводит вместе с логопедом. Затем взрослый ускоря-
ет движения языка, говорит: «Посмотри, как у меня взычок
быстро бегает». Логопед следит за тем, чтобы направление
и темп движення языка малыша совпадали с движениями
его языка. Вначале упражнение проводится молча, потом
подключается голос. Логопед предлагает послушать, как
«говорит» индюк: бл-бл. Побуждает ребенка к повторению
упражнения 3 —4 раза.

7_ Язычок прыгает

Цель. Учить поднимать язык, закрывая верхнюю губу,
опускать на нижнюю, фиксировать положение языка.

Пособия. Деревянный шпатель, сладкий сироп.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку движения
языка; «Посмотри, как прыгает мой язычок, прыг-скок».
Предлагает ребенку: «Давай научу и твой язычок прыгать,
прыг-скок». Показывает еще раз, как поднять язык, закры-
вая им верхнюю губу, и удержать язык в таком положении.
Смазывает с помощью шпателя сиропом губы ребенка в
месте соприкосновения с языком, говорит: «Сделай язычком
прыг-скок». Ребенок слизывает сироп, касаясь кончиком
языка середины верхней и нижней губ. «Вот как хорошо
прыгает твой язычок, прыг-скок, прыг-скок».

При проведении упражнений взрослый несколько раз
смазывает губы ребенка сиропом. Упражнения периодиче-
ски сменяются отдыхом, во время которого могут, напри-
мер, демонстрироваться заводные озвученные игрушки.

Длительность занятия до 10 мин.

42

f Оближи губки

Цель. Учить выполнять круговые движения языком
по верхней и нижней губам, верхним и нижним деснам; по-
нимать и выполнять инструкции: оближи губки, почисти
зубки.

Пособия. Деревянный шпатель, сладкий сироп.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку круго-
вые движения языком по верхней и нижней губам, начиная
от левого угла рта. Мажет левый угол рта ребенка и пред-
лагает ему положить туда язычок, показывая место, куда
надо положить язык, сладкой палочкой. Когда ребенок вы-
полнит это движение, логопед медленно двигает шпатель
по верхней губе к правому углу рта, сопровождая это по-
казом движения языка с речевой инструкцией; «Догони
язычком сладкую палочку». Когда язык достигнет правого
угла рта, логопед ведет шпатель по нижней губе, сопровож-
дая движения показом и речевой инструкцией. После того
как ребенок научится выполнять движения по часовой
стрелке, логопед учит делать эти движения против часовой
стрелки, начиная от правого угла рта. Очень важно научить
малышей переключаться с одного движения па другое.. -

Аналогично выполняются движения языком по верх-
ним и нижним деснам, сопровождаемые речевой инструк-
цией: «Почистим зубкия-.

</ Сделай дудочку

Цель. Учить вытягивать губы вперед, делать дудочку;

понимать и выполнять инструкцию: сделай дудочку'.

Ход занятия. Логопед показывает, как надо сделать
дудочку. Предлагает ребенку аналогично сложить губы,
при этом нажимает на его щеки, выдвигая губы вперед:

«Вот какую дудочку сделал Коля!» Упражнение повторяет-
ся ребенком 3—4 раза подряд с помощью логопеда идя са-
мостоятельно но инструкции: «Коля, сделай дудочку^.

Для закрепления положения губ ребенка «дудочкой»
можно использовать такие игры, как «Волчок гудит: у-у»,
«Паровозик едет: ту-ту», «Киска мяукает: мяу, мяу», «Ко-
ровка мычит: му-у», «Поцелуй ля-w», «Кукла плачет: уа-
уа»,
и др.

5'Ушко болит

Цель. Учить малышей округлять губы.
Пособия. Кукла, вата, платок.

43


Ход занятия. Логопед показывает куклу и говорит:

«Куклу зовут Оля. Как зовут куклу?» Ребенок oinc^acr;

«Оля».—У Оли болит ушко, она плачет: о-о-о», —;;зрос-
лнй обращает внимание малыша на то, что губы складыаа-
ются кружочком. «Как плачет Оля?» Ребенок, подражая
логопеду, произносит звук «о». Логопед говорит: «Вот вага,
платочек. Завяжем Оле ушко. Не плачь, Оля». Затем пов-
торно спрашивает ребенка, как зовут куклу и как она
плачет.

С Птичка поет

Цель. Учить детей растягивать губы в «улыбке».

Пособие. Заводная озвученная птичка.

Ход занятия. Логопед показывает птичку, говорит:

«Посмотри, какая красивая птичка». Заводит, ставит на
стол: «Птичка поет— пи-и, пи-и, пи-ит. Логопед обращает
внимание ребенка на То, что губы растягиваются в стороны.
«Как поет птичка?» Ребенок повторяет звукоподражание.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Снежок

Цель. Формировать долгий выдох и вдох, усиливать
направленную воздушную струю.

Пособия. Ватные шарики или мелко нарезанная бу-
мага, тарелка.

Ход занятия. Логопед ставит тарелку с небольшими
ватными шариками. Говорит ребенку: «Посмотри, я сейчас
подую, и шарики полетят». Дует, шарики разлетаются.
Ребенок помогает логопеду собрать шарики в тарелку.
Взрослый предлагает малышу подуть на ширики вместе с
ним.























































































































































Подуй сильнее

Ц ел ь. Та же.

Пособие. Пластмассовая вертушка.

Ход занятий. Логопед дует на вертушку, та крутит-
ся. Обращает внимание ребенка, что чем сильнее дуть, тем
быстрее вращается вертушка. Просит малыша подуть на
нее, контролирует правильность его выдоха.

Чей султанчик больше распушился

Цель. Та же.
Пособие. Султанчики из тонкой цветной бумаги.

44

Ход занятия. У логопеда и ребенка в руках по сул-
ганчнку. Логопед дует на свой султанчик и показывает ма-
лышу, как султанчик при этом распушился. Затем ребенок
дует на свою игрушку. Так они дуют поочередно, отмечая,
чей султанчик больше распушился.









Танцующие матрешки

Цель. Та же.

Пособие. Хоровод из 3 бумажных матрешек.
Ход занятия. На столе стоит хоровод из бумажных
матрешек. Логопед предлагает подуть на них так, чтобы
хоровод закружился. Взрослый сам выполняет это упраж-
нение и помогает ребенку.





Летающие шарики

Цель. Та же.

Пособия. Трубочки в чашка с мыльным раствором.
Ход занятия. Логопед пускает мыльный пузырь.
«Смотри, — обращается он к ребенку. — какой красивый
шарик». Предлагает ребенку подуть в трубочку, обмакнув
один конец в мыльный раствор. Ребенок под контролем
взрослого проделывает те же движения.








ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3-4 г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

К четвертому году жизни у дошкольников происходит
интенсивное расширение как пассивного, так и активного
словаря:

они уже способны выполнять более сложные инструкции;

фразовая речь основывается на простых распростра-
ненных предложениях, включающих почти все части
речи;

речь становится основным средством общения как со
взрослыми, так и со сверстниками.

В процессе подражания речи логопеда совершенству-
ются структура слова, фонетическая сторона речи, ее грам-
матический строй. Дети отвечают на простые вопросы и
задают их сами. Они могут рассказать простой сюжет кар-
тинки, пересказать по вопросам логопеда содержание кар-
тинки с 2—3 действиями, серии из 2 сюжетных картинок и
маленькие сказки.

Если второй этап обучения был началом формирования
у малышей понятий о величине, форме, цвете, то на данном
этапе дети могут уже обозначать величину предмета {боль-
шой, маленький),
называть основные цвета, некоторые про-
стые геометрические фигуры. Более тонкой становится
дифференциация предметов по величине. Формируется по-
нятие о количестве предметов (один, два, много).

Дети могут выполнять относительно сложные задания,
в частности классифицировать предметы по основному
действию, производимому с ними. Совершенствуются и спо-
собы выполнения отдельных заданий. Например, при соби-
рании пирамидок с учетом величины колец или составле-
нии разрезной картинки дети переходят от способа проб
и ошибок к примериванию, зрительному соотнесению. При
выполнении новых заданий дошкольники используют на-
глядно-конкретную помощь логопеда.

Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра
становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

46

РАСШИРЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЯ
С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК

Мы играем

Цель, Совершенствовать фразовую речь в форме про-
стого распространенного предложения. Закреплять в ак-
тивном словаре.детей названия игрушек (машина, лошад-
ка, мяч).
Расширять активный словарь за счет названий
игрушек (кошка, собака, петух). Дать понятие об основном
действии с игрушками.

Пособия. 6 игрушек и соответствующие им предмет-
ные картинки.

Ход э а н я т и я. На столе разложены игрушки: маши-
на, лошадка, мячик, кошка, собака, петух. Логопед пред-
лагает ребенку назвать их, спрашивая при этом, что он
делает с данной игрушкой. «Вася, что ты делаешь с ма-
шинкой?» — «Машинку я катаю», — отвечает ребенок.
«Правильно, — говорит логопед. — Машинку катают, игра-
ют с ней. А что ты делаешь с мячиком?» — спрашивает ло-
гопед. «Мячик я бросаю», — отвечает ребенок. «Правиль-
но, — говорит логопед. —Мячиком играют*. Таким обра-
зом, после ответа ребенка на вопрос, что он делает с той
или иной игрушкой, логопед всякий раз подчеркивает, что
с данной игрушкой играют.

Затем логопед показывает поочередно картинки, про-
сит назвать нарисованные на них предметы и положить их
около соответствующих игрушек. После того как ребенок
разложит все предметные картинки, игрушки убираются.
Оставшиеся на столе предметные картинки обыгрываются
так же, как и сами игрушки.

В конце занятия логопед обобщает названные ребенком
действия с игрушками: «Машинкой, петушком, мячи-
ком.,. — играем».

Что это?

Ц.е л ь. Учить детей строить простые распространенные
предложения. Совершенствовать структуру слова, фонети-
ческую сторону речи, ее грамматический строй. Продол-
жать работу по закреплению в активном словаре ребенка
новых названий игрушек; формировать понятие об основ-
ном действии с игрушками — играют.

Пособия. Лото «Игрушки», состоящее из 4 карт, на
каждой из которых изображено по 4 игрушки, и 16 соот-
ветствующих им предметных картинок-карточек.


Ход занятия. В игре могут принимать уча';!!!,.' до
4 детей. Логопед раздает малышам большие карты, а ма-
ленькие оставляет у себя. Детям дается время рассмотреть
игрушки, изображенные на их картах. Логопед кладет пе-
ред собой стопкой карточки рисунками вниз и приступает
к игре. Открывая верхнюю карточку, он показывает ее
детям и спрашивает: «Что это?» Один из ребят отвечает;

«Это кукла». Логопед задает следующий вопрос; «У кого
на картинке кукла?» Ребенок, у которого на большой кар-
те изображена кукла, отвечает: «У меня кукла». — «Что
ты делаешь с куклой?» ^-спрашивает взрослый. Малыш
отвечает; «Я качаю куклу». — «Куклу качают, одевают, с
куклой играют», — говорит логопед. По просьбе ребенка;

«Дай картинку», — взрослый дает ему карточку и показы-
вает, как надо закрывать изображение игрушки на карте:

чистой стороной вверх. Так обыгрываются все картинки.

После того как дети закроют все рисунки на своих кар-
тах, логопед предлагает нм снять карточки и вновь назвать
изображенные на них игрушки, а также ответить на вопрос,
что делают с каждой ирушкой (назвать основное действие).

Вариант. Каждому ребенку логопед дает по карте.
Маленькие карточки он кладет в коробку и оставляет у
себя.

Логопед берет карточку и, не показывая ее детям, спра-
шивает: «У кого коляска?» Ребенок, на карте которого
изображен данный предмет, говорит; «У меня коляска», —
и показывает свою карту. «Что ты делаешь с коляской?» —
спрашивает логопед. «Я коляску катаю-», — отвечает ребе-
нок. «Правильно, коляску катают, играют с ней», — гово-
рит логопед и дает ребенку карточку, которой он закры-
вает на карте изображение коляски (чистой стороной
вверх).

Так обыгрываются и остальные картинки.

После того как дети закроют все картинки на своих кар-
тах, логопед, указывая поочередно на закрытые ими кар-
ткнки, спрашивает: «Кто здесь спрятался?» Ребенок дол-
жен угадать и назвать игрушку, закрытую карточкой, а
затем перевернуть карточку рисунком вверх. Если малыш
ошибся, логопед вновь закрывает эту картинку. Игра про-
должается до тех пор, пока не будут отгаданы все изобра-
жения.

В конце занятия каждый ребенок должен назвать изо-
браженные на его карточках игрушки и основное действие
с ними, например: «Уточкой, машиной, мячиком, куклой я
играю
(или играют)».

48

Найди свою игрушку

Цель. Продолжать развивать речи детей в форме про-
стого распространенного предложения. Совершенствовать
структуру слова, фонетическую сторону речи, ее граммати-
ческий строй. Закреплять понятие об основном действии
с игрушками.

Пособие. Лото «Мои игрушки».

Ход занятия. Занятие проводится с 2—3 детьми.
Логопед дает детям по 1 карте, маленькие карточки рас-
кладывает на столе так, чтобы каждый ребенок мог их
легко взять. Предлагает по очереди каждому малышу са-
мостоятельно выбрать из лежащих на столе I картинку,
соответствующую изображению на его карте. Затем взрос-
лый дает инструкцию, согласно которой ребенок должен
назвать не только изображенную на карточке игрушку, но
и основное действие с ней. Например, малыш берет кар-
точку с изображением машины. «На картинке нарисована
машинка. Машинкой играют. Я положу ее сюда», — гово-
рит ребенок и закрывает ею изображение на своей карте.

Аналогично обыгрываются все картинки на картах.

Что надела девочка?

Цель. Продолжать работу по формированию речи, со-
стоящей из простых распространеааых предложений,
совершенствовать фонетическую сторону речи, ее граммати-
ческий строй. Закреплять в активном словаре детей назва-
ния отдельных предметов одежды, обуви. Дать представ-
ление об основных действиях с предметами одежды, обуви.
Пособие. Картинка «Девочка в зимней одежде».

Ход занятия. Логопед показывает ребенку картин-
ку: кПосмотри, На улице снег. Холодно. Какое это время
года: зима или лето?» — «Зима», — отвечает ребенок само-
стоятельно или с помощью взрослого. «Девочка вышла гу-
лять, — продолжает логопед. — Что надела девочка?» —
«Она надела пальто, шапочку, сапожки, шарфик».—отве-
чает ребенок. Логопед подытоживает; «Платье, шапочку.
шарфик, сапожки надевают».

Что надеваем?

Цель. Та же.

Пособие. Лото «Что надевают».

Ход за пяти я. В занятии могут участвовать 2—3'ре-

.49


бенка. Логопед раздает детям карты с изображением одеж-
ды, обуви. Спрашивает: «У кого пальто?» Ребенок отвечает
и просит у логопеда картинку; «Дай мне пальто». Закры-
вает ею рисунок на карте.

Так обыгрываются все картинки. После этого логопед
просит каждого ребенка рассказать, что он надевает, когда
встает утром или когда идет на прогулку. Дети перечисля-
ют вещи. Для того чтобы малыши назвали основное дей-
ствие с одежой, обувью, логопед спрашивает, что они де-
лают с каждой вещью, когда, например, идут гулять. Если
дети ответят надеваю, цель занятия можно считать достиг-
нутой.

Чем играют и что надевают?

Цель. Продолжать формирование речи, состоящей из
простых распространенных предложений. Совершенство-
вать фонетическую стррону речи, грамматический строй.
Учить ребенка классифицировать предметы по основному
действию с ними.

Пособие. Предметные картинки: пальто, шапка,
платье, ботинки, валенки, лошадка, машина, кукла,

Ход занятия. Логопед раскладывает на столе пред-
метные картинки. Предлагает ребенку посмотреть, что на
них нарисовано, назвать их. Ребенок называет все картин-
ки, «А теперь покажи и назови то, чем ты играешь, — про-
сит логопед малыша. Показывая на картинки, ребенок го-
ворит: «Я играю машинкой, куклой, лошадкой». После
этого взрослый предлагает взять эти картинки и отложить
в сторону. Ребенок по просьбе логопеда перечисляет остав-
шиеся картинки и называет основное действие с ними:

«Пальто, шапку, рубашку, ботинки надевают».

Игра повторяется несколько раз, меняются лишь пред-
метные картинки.





















































































































































Разложи картинки

Цель. Та же.

П о с.о б и я. 2 большие карты: на одной в левом верхнем
углу изображены мяч и мишка, на другой — платье тапоч-
ки. Предметные картинки с изображением игрушек одеж-
ды, обуви,                   .   г;, я

Ход занятия. Логопед кладет из стол карты. Пока-
зывая на карте изображения мишки я мяча, спрашивает:

«Лена, что ты делаешь с мишкой и мячом?» — «С мишкой
и мячиком я играю»,
— отвечает ребенок. «А что делают' с
платьем и тапочками?»—спрашивает взрослый, указывая
на другую карту. «Платье, тапочки надевают»,— говорит
малыш.

Указывая поочередно на большие карты, логопед гово-
рит: «На эту карту будешь класть картинки, на которых на-
рисовано то, чем играют, а на эту — то, что надевают». Вна-
чале он помогает ребенку правильно разложить картинки,
стремясь к тому, чтобы он понял, почему данную картинку
надо положить именно на эту карту, а не на другую. Так,
например, показывая картинку с изображением куклы, ло-
гопед спрашивает: «Что здесь нарисовано?» (или: «Что
это?») — «Кукла». — «Что ты делаешь с куклой?» — «С кук-
лой я играю». — «На.какую карту нужно положить картин-
ку?» Ребенок показывает и закрывает соответствующую
карту. Постепенно малыш переходит к самостоятельному
выполнению задания. Если же он ошибается, логопед обра-
щает его внимание на предметы-образцы на картах к основ-
ное действие с ними. Картинки дают ребенку по одной.

Овощи

Цель. Познакомить детей с натуральными овощами, их
названиями; дать понятие об основных действиях, произво-
димых с ними. Продолжать работу по формированию фра-
зовой речи, расширению активного словаря, совершенство-
ванию структуры слова, фонетической стороны речи, ее
грамматического строя.

Пособия. Натуральные овощи (морковь, огурец, лук,
помидор); корзинка.

Ход занятия. Логопед кладет на стол овощи, назы-
вает их. Ребенок повторяет эти названия. Когда все овощи
будут выложены на стол, взрослый просит малыша еще раз
назвать их. Затем обращается к ребенку: «Возьми морков-
ку.
Сережа, что ты взял?» — «Я взял морковку», — отве-
чает малыш. «Положи морковку в корзинку». Ребенок кла-
дет, логопед спрашивает его: «Сережа, что ты положил в
корзинку?» — «Я положил в корзинку морковку», — отве-
чает мальчик. Так же обыгрываются остальные овощи.

Логопед берет у ребенка корзинку с овощами и вновь
выкладывает их на стол, говоря: «Это морковка, огурчик.
лук, помидор.
Мы их кушаем». Ребенок повторяет фразу.

51










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: