Что нарисовано на картинке?

Цель. Учить классифицировать предметы по 2 призна-
кам: цвету и величине.

Пособие. Предметные картинки.

Ход занятия. Ребенок вместе с логопедом рассмат-
ривает предметную картинку, на которой изображены 2 ска-
мейки: большая зеленая и маленькая красная. Взрослый
указывает на большую скамейку, спрашивает; «Вова, какая
это скамейка, большая или маленькая^» — «Эта скамейка
большая», — отвечает ребенок. «Какого цвета эта скамей-
ка?» — «Скамейка зеленая», — говорит малыш. «А эта ска-
мейка какого цвета?»—спрашивает логопед, указывая на
маленькую скамейку. «Эта скамеечка красная», — отвечает
ребенок.

Логопед кладет следующую предметную картинку с изо-
бражением кубиков 4 основных цветов. Один из них отлича-
ется величиной — он большой. «Что здесь нарисовано?» —
спрашивает взрослый. «Кубики», — отвечает ребенок. Ука-
зывая на большой кубик, логопед просит назвать его цвет.
Малыш называет: «Это красный кубик». — «Этот кубик
большой или маленький?» — спрашивает- логопед. «Это
большой кубик», — говорит ребенок. Логопед указывает на
изображения маленьких кубиков, спрашивает о их величи-
не. «Эти кубики маленькие». — поясняв ребенок. «Какого
цвета эти кубики?» Ребенок, поочередно указывая на пред-
меты, называет их цвет: «Этот кубик зеленый, этот кубик
желтый,
этот кубик синий».

Так могут обыгрываться и другие предметные картинки,
на которых изображены однотипные предметы, отличаю-
щиеся цветом и величиной.

























Разложи картинки по цвету

Цель. Учить классифицировать предметы по цвету и по
способу действия с ними.

Пособия. 8 предметных картинок: красного цвета
'"арф и платье; зеленого—огурец, машина; синего—ку-
бик, пирамидка; желтого — репа, ботинки.


Ход занятия. Логопед раскладывает вперемешку
(по цвету) предметные картинки и предлагает ребенку вы-
брать картинки одного цвета. Ребенок берет картинку:

«Это красное платье». Кладет ее на указанное место. Ря-
дом с изображением платья он помещает предметную кар-
тинку с изображением красного шарфа, говорит: «Я поло-
жил красный шарф». На вопрос логопеда, что делают с
шарфом и платьем, ребенок отвечает: «Платье и шарф
надевают». Затем малыш кладет рядом картинки с изобра-
'жением огурца и машины, поясняет: «Это огурчик, он зе
леный.
И машинка зеленая». Логопед спрашивает, что ре-
бенок делает с машиной, огурцом. «Огурчик я кушаю, ма-
шннкоЙ играю». — отвечает ребенок. Так же ребенок
группирует по цвету оставшиеся предметы и по просьбе

взрослого называет основное действие, выполняемое с каж-
дым предметом.


















ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТОВ

Покажи 1 грибок и 1 пальчик, много грибков
и много пальчиков

Цель. Сформировать у детей понятие о количестве
предметоз — один, много. Ввести количественные по-
нятия в их активный словарь. Продолжать работу по фор-
мированию фразовой речи в форме простого распростра-
ненного предложения, способствовать совершенствованию

структуры слова, фонетической стороны речи, ее граммати-
ческого строя.

Пособие. Счетный материал: 6 грибков,
Ход занятия. Логопед кладет перед ребенком
1 грибок, показывает и говорит: «Один грибок». Затем по-
казывает палец, поясняет: «.Один пальчик». Просит ребен-
ка: «Вова, покажи 1 пальчик». Малыш самостоятельно или
с помощью логопеда выполняет действие. Взрослый при-
двигает палец ребенка к грибку так, чтобы он коснулся
предмета, и говорит: «Один пальчик, один грибочек».

Затем на стол кладутся 5—6 грибков. Логопед, указы-
вая на них, говорит: «Много грибочков». Показывает
5 пальцев, говорит; «Много пальчиков». Просит малыша:

«Вова, покажи много пальчиков». Ребенок показывает,
«Как много пальчиков!» — восклицает логопед. Кладет ла-
донь ребенка на грибки, чтобы он ощутил их: «Много гри-
бочков».

Заканчивая занятие, логопед вновь показывает I палец:

«Один пальчик. Вова, покажи один пальчик». Ребенок по-
76

казывает. Логопед просит ребенка дать ему 1 грибок. За-
тем логопед показывает много пальцев и просит ребенка
тоже показать. После того как малыш выполнит действие,
взрослый просит дать ему много грибков.

Аналогичные игры проводятся с другим счетным мате-
риалом и дидактическими игрушками: «Сколько матрешек
у Вовы и Коли?»; «Сколько конфеток у Лены и Нади?»;

«Сколько уточек (курочек) прибежало к Вале и Оле?»
а т. п.


























Сколько кубиков в каждой машине?

Цель. Та же.

Пособия. 2 машины; 6 небольших однотипных ку-
биков.

Ход занятия. Справа от ребенка на краю стола ло-
гопед ставит 2 машины. В одной из них лежит 1 кубик, в
другой—5 кубиков.
Логопед подвозит к ребенку обе ма-
шины. «Какие
красивые машины приехали к Нине. Посмот-
ри, что лежит в
этой машинке», — он указывает на машину
с 1 кубиком. «Кубик»,
—отвечает ребенок. Взрослый, ка-
саясь кубика пальцем,
говорит; «.Один кубик,—поднима-
ет палец кверху, —
один. пальчик. Нина, покажи одни паль-
чик». Ребенок
показывает. «Скажи; один пальчик-». Нина










Повторяет.

Логопед показывает на вторую машину, спрашивает:

«Нина, сколько кубиков лежит в этой машине?»—«В ма-
шинке лежит много кубиков»,—* отвечает ребенок. Логопед
просит показать много пальцев, сопровождая свой показ
словами. Затем вынимает из машин кубики, кладет их вме-
сте перед
ребенком и предлагает ему, взяв 1 кубик, поло-
жить его
поодаль от остальных на указанное место. После
этого, указывая на 1, а затем на 5 кубиков, логопед просит
малыша назвать количество кубиков — один, много, соот-
нося количество кубиков с
количеством пальцев,

Чем отличаются предметы на картинках?

Цель. Учить детей различать и называть по картинкам
цвет, величину и количество.

Пособия. 3 предметные картинкиэ на каждой изо-
бражено 5—6 предметов, один из которых отличается от
прочих цветом, величиной или формой.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку пред-
метную картинку, на которой изображено 5 кубиков одной
величины, из них 4 синего цвета и 1красного.

.77


Рассматривая с ребенком
картинку, взрослый показыва-
ет кубик красного цвета и
спрашивает: «Валя, какого
цвета этот кубик?»—«Это
красный кубик». — «Посмотри,
сколько на картинке красных
кубиков?» — «На картинке
один красный кубик». — А эти
^SS^SS кубики какого цвета?» — «Это
Ip^^l^ синие кубики». — «Сколько си-
^'^•'••.''^Г янх кубиков?» — «Синих ку-
it'^^W
биков много». Затем логопед
-^•——]' показывает I и много пальцев

и просит назвать их количество.

На другой картинке изображено 5 однотипных матре-
шек: 4 маленьких и отдельно от них большая матрешка.
Логопед обращает внимание ребенка на то, что одна мат-
решка отличается от других величиной, спрашивает: «Ка-
кая это матрешка, большая или маленькая?» — «Это боль-
шая
матрешка», — отвечает малыш. «Посмотри, сколько
больших матрешек?» — «Большая матрешка одна». —
«А эти матрешки большие а маленькие?» — спрашивает
логопед, указывая на маленьких матрешек. «Это малень-
кие
матрешки», — отвечает ребенок. «Сколько маленьких
матрешек?» — «Маленьких матрешек много».

На третьей предметной картинке нарисованы 1 кубик
и
4 шарика красного цвета. Логопед предлагает ребенку
рассмотреть картинку, «Что нарисовано на картинке?» --
спрашивает логопед. «На картинке нарисованы кубик и ша-
рики», — отвечает ребенок. «Сколько кубиков?» — спра-
шивает логопед. «Кубик один*. — отвечает ребенок.
sA сколько шариков?» ~ «Д/а-
риков много», — говорит ре-
бенок,

На одном занятии может
быть использовано не более
4 подобных предметных кар-
тинок.

Два

Цель. Познакомит детей
с числительным 2.

I Пособие, Счетный мате-
риал: 10 грибков.

78

Ход занятия. Логопед.ставит перед ребенком

1 грибок, спрашивает: «Сколько грибков?» Ребенок отве-
чает: «Один грибок». Логопед просит его показать! палец.
Затем ставит рядом с грибком еще 1 грибок, говорит: «Два
грибка». Предлагает малышу посчитать с ним грибки.
Взрослый помогает ребенку коснуться пальцем грибков,
а сам произносит: «Один, два». Ребенок повторяет. Логопед
подытоживает: «Два грибка». Показывает 2 пальца, ка-
сается ими грибков н говорит: «Два пальчика и два гриб-
ка».
Затем около 2 грибков ставит остальные грибки. Из
этой группы логопед берет 2 грибка, показывает их малы-
шу: «Я взяла два грибка. Возьми и ты два грибка». Ре-
бенок берет. «Сколько грибков ты взял?» — «Я взял два
грибка», — отвечает малыш на вопрос самостоятельно или
с помощью логопеда. Взрослый ставит 2 грибка напротив
себя; «Я поставила два грибка». Предлагает ребенку так-
же поставить на стол взятые им грибки. Спрашивает, сколь-
ко грибков поставил ребенок. Затем логопед показывает

2 пальца, спрашивает: «Сколько
пальчиков?» Помогает малышу
ответить и просит также показать
2 пальца- Логопед еще раз каса-
ется пальцами грибков, говорит:

«Два пальчика — два грибка».

Один, два, много

Цель. Учить детей различать
и называть количество предметов.

Пособия. Предметные кар-
тинки: на одной нарисована 1 ма-
трешка, на другой — 2 матрешки,
на третьей — 5 матрешек; счет-
ный материал: 10 матрешек.

Ход занятия. Логопед
ставит коробку с матрешками,
кладет перед ребенком картинку
с изображением 1 матрешки и
спрашивает; «Валя, сколько мат-
решек нарисовано?» — «Одна
матрешка нарисована»,—отвеча-
ст ребенок. «Возьми из коробочки
одну матрешку и поставь на кар-
тинку», — логопед показывает,
чуда надо поставить матрешку.

79


Малыш получает картинку с изображением 2 матрешек.
«Сколько здесь нарисовано матрешек?» — спрашивает ло-
гопед, «На картинке нарисованы две матрешки». — «Возь-
ми из коробки матрешек и поставь их на картинку». Рёбе-
яок берет до 1 матрешке и ставит на картинку.

Логопед повторно спрашивает у него, сколько'на кар-
тинке нарисовано матрешек. Получив от ребенка желаемый
ответ, он просит назвать количество поставленных матре-
шек. Ребенок называет это количество— две.

По просьбе логопеда малыш кладет матрешек а ко-
робку.

Затем ему предлагается третья картинка—с 5 матреш-
ками. Он говорит много, После этого логопед ставит короб-
ку
с матрешками и просит назвать количество матрешек

в коробке. Ребенок отвечает: «В коробке много матре-
шек».

Примечание. Когда малыш научится методом нало-
жения соотносить количество предметов иа картинке с коли-
чеством счетного материала, логопед учит его соотносить
методом приложения, Для закрепления количественных
понятий могут быть использованы предметные картинка
с изображением 1, 2 и более однотипных предметов.

Если ребенок усвоил понятие два, можно переходить к
формированию количественного понятия три.

ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ
Добрый доктор Айболит

Цель. Учить детей играм с элементами сюжета, в про-
цессе которых расширяется и уточняется активный словарь.
Продолжать работу по развитию фразовой речи в форме
простого распространенного предложения; совершенство-
вать структуру слова, фонетическую сторону речи, ее грам-
матический слой.

80

Пособия, Набор «Доктор Айболит», Игрушки; кукла,
мишка, зайка, халатик 'и шапочка для. врача.

Ход занятия. В игре принимают участие 4 ребенка.
На детском столе лежит набор «Доктор Айболит»: термо-
метр, шприц, «таблетки» в коробочке, бинт, немного ваты
в баночке, вода в пузырьке, пипетка, детский крем, трубка
для врача; стоят кроватка и стул из комплекта игрушеч-
ной мебели. Около стола логопед ставит стулья для врача
и ребенка. На небольшом расстоянии от этого стола ста-
вятся стулья для больных, ожидающих очереди к врачу.
Логопед приводит детей и говорит: «Дети, мы будем иг-
рать- Коля у пас врач». Дает ребенку халат и тапочку, по-
могает одеться и сажает за стол, где он будет вести прием.
Логопед берет куклу, дает первому ребенку и говорит: «Та-
ня, твоя кукла заболела. У нее болит рука». Спрашивает
у ребенка: «Что болит у твоей куклы?» Ребенок отвечает:

«У моей куклы болит рука». Следующему малышу дает
зайчика и говорит: «У твоего зайчика болит ушко». Задает
вопрос; «Что болит у зайчика?» Он отвечает. Третьему р&-
бенку дает мишку, говорит, что у мишки болит голопа, и
задает тот же вопрос, на который ребенок отвечает полным
ответом.

Все дети с игрушками садятся на стульчики. Взрослый
повторяет: «Коля у нас врач. Он будет лечить ваших кукол.
Нина, иди к врачу, он полечит твою куклу». Ребенок садит-
ся около врача Коли, тот спрашивает: «Что болит у кук-
лы?» — «У моей куклы болит рука», — «Посади куклу иа
са-уля. Ребенок сажает куклу на игрушечный стул и вытя-
гивает ее руку вперед. Врач смазывает руку и завязывает
бинтом: «У куклы рука скоро заживет». Нина благодарит
врача и возвращается на свой стул. Аналогично врач лечит
зайчика, у которого болит ушко: ему закапывают капли,
кладут компресс и забинтовывают. Затем Коля принимает
мишку, у него болит голова. Врач измеряет температуру,
слушает его трубочкой, делает укол. Мишка выздоравли-
вает.

Во время занятия логопед направляет ход игры, помо-
гает детям выполнить те или иные действия, подсказыва-
ет, что нужно говорить при этом, следит за речью детей.
На последующих занятиях дети меняются ролями.

















































































































































Магазин игрушек

Цель. Та же.

Пособия. Различные игрушки; корзинки для каждо-
го ребенка.

81


Ход занятия. Логопед ставит на детский стол игруш-
ки. На небольшом расстоянии от стола ставит 3—4 стуль-
чика так, чтобы всем сидящим детям игрушки были хоро-
шо видны. Сам садится за стол с игрушками и говорит;

яДети, это магазин. В магазине игрушки». Спрашивает:

«Что продают в магазине?» Дети отвечают: «В магазине
продают игрушки». Если малыши затрудняются, то взрос-
лый дает образец фразы, которую они повторяют. Он за-
дает другой вопрос: «Сколько игрушек в магазине?» Дети
отвечают: «В магазине много игрушек». Логопед продол-
жает: «Я буду продавцом. Продавец продает игрушки. А
вы, дети, покупатели. Покупатели покупают игрушки».
Раздает всем детям корзинки, подзывает к себе одного из
них, просит встать сбоку около стола так, чтобы все хорошо
видели, как он будет покупать игрушки. Спрашивает ре-
бенка: «Ира, что ты хочешь купить?» — «Я хочу купить
куклу, дай мне куклу». Логопед дает ребенку куклу, кото-
рую малыш кладет в корзинку. «Ира, что ты еще хочешь
купить?» Ребенок отвечает: «Я хочу купить собачку. Дай
мне собачку». Получив собачку, ребенок благодарит, кла-
дет предмет в корзинку и садится на свое место. Каждый
малыш покупает по 2—3 игрушки.

После этого логопед просит каждого ребенка назвать,
что он купил в магазине. Дети перечисляют игрушки, ле-
жащие в их корзиночках. Затем корзиночки ставятся на
полку.

Магазин «Одежда»

Цель. Та же.
Пособия. Куклы и кукольная одежда.

Ход занятия- Логопед раскладывает на столе одеж-
ду для кукол. На некотором расстоянии от стола стоят
стулья, на них сидят дети. В руках у каждого ребенка кук-
ла-голыш. Логопед объясняет: «Это магазин. Здесь можно
купить для кукол трусы, майки, платья, носочки, колготки,
шапочки. Все это можно надеть на куклу». Просит ребенка
подойти к столу: «Таня, посмотри и скажи, что ты хочешь
купить в магазине для своей куклы. Что тебе дать?» Таня
говорит: «Дай мне платье». — «А что ты еще наденешь на
куклу?»—спрашивает логопед, «Я надену на куклу майку
и трусы.
Дай мне майку и трусы». Логопед дает девочке
предметы одежды. Потом он приглашает к столу другого
ребенка и спрашивает: «Лена, что ты хочешь купить для
своей куклы? Что тебе дать?» — «Дай мне платье, носки







































С ч

и шапку». Таким образом взрослый подзывает к себе по-
очередно всех детей, они «покупают» одежду. Затем лого-
пед сажает детей за стол, и каждый ребенок самостоятель-
но или с помощью логопеда одевает свою куклу- Нарядных
кукол сажают в кукольный уголок.

Примечание. Подобным образом могут проводить-
ся такие игры, как «Магазин мебели», «Магазин посуды»,
«Приготовим куклам обед» и т. п,

ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ
Построим ворота

Цель, Учить детей делать постройки по образцу из
строительного материала. В процессе обыгрывания постро-
ек продолжать работу по формированию фразовой речи
в виде простых распространенных предложений, совершен-
ствовать структуру слова, фонетику и грамматический
строй речи.

Пособие- По 3 бруска — для ребенка и логопеда; ма-
ленькая машина, которая должна свободно проезжать че-
рез ворота, не разрушая их-

Ход занятий. Логопед кладет на стол около ребен-
ка 3 бруска и спрашивает: «Что это?» Тот отвечает: «Это
кирпичики». Логопед говорит: «Мы будем строить ворота.
Посмотри, как я строю ворота». Берет 1 брусок, ставит его
на короткую узкую грань. Другой брусок ставит на таком
расстоянии от первого, чтобы сверху можно было пере-
крыть третьим бруском плашмя. Взрослый говорит: «Я по-
строила ворота. Теперь ты построй ворота». Ребенок дей-
ствует по образцу. Если он затрудняется, то логопед ему
помогает. Малыш называет постройку; «Я построил воро-
та». Логопед дает ребенку машину и предлагает несколько
раз провезти через ворота, сопровождая действия фразой:

«Машина едет». В конце игры взрослый просит малыша
дать ему машину и положить бруски в коробку.



























Построим машину

Це л ь. Та же.

Пособия. Кубик и два бруска.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку кубик,
спрашивает: «Что это?»—«Это кубик*.— «А это что?»—
спрашивает логопед, указывая на брусок. «Это кирпи-
чик»,
— говорит ребенок. Взрослый объясняет; «Я сейчас
^ду строить машину. Беру кирпячик и кладу его на стол

83


(кладет на широкую грань). Другой кирпичик я поставлю
около этого кирпичика (ставит на короткое узкое ребро,
вплотную к первому бруску). Теперь к этому кирпичику я
поставлю кубик вплотную к бруску; стоящему на ребре».

Ребенок строит по образцу. Логопед спрашивает: «Что
ты построил?» — «Я построил машинку^. Логопед предла-
гает малышу покатать зайку. Ребенок сажает зайку и под-
талкивает машину. «Что ты делаешь?» — спрашивает ло-
гопед. «Я катаю зайку», —отвечает ребенок.

Сделаем лесенку
Цель. Та же.

Пособия. 6 кубиков, игрушки: петушок, собачка,
кошка.

Ход занятия. Логопед строит лестницу: берет 3 ку-
бика и ставит один на другой. Потом вплотную к ним ста-
вит башню из 2 кубиков и приставляет к ней еВДе I кубик.
«Вася, посмотри, какую большую лесенку я построила, —
говорит логопед. — Построй и ты такую же лесенку». Ре-
бенок строит по образцу.

Затем логопед ставит на верхнюю ступеньку кошку:

«Прибежала кошка, села на ступеньку и замяукала. Вот бе-
жит петя-петушок». Показывает. «Сел он на другую сту-
пеньку и запел: ку-ка-ре-ку». Ставит петушка на вторую
ступеньку. «А вот бежит еще собачка. Она тоже села на

ступеньку и залаяла: ав-ав». Ставит собачку на первую
ступеньку.

Логопед спрашивает ребенка: «Кто сидит на лесенке?»

Тот отвечает; «На лесенке сидят петушок, кошка я со-
бачка».


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: