Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта

Общественная эффективность характеризует социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, то есть она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, но и «внешние» по отношению к проекту затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Общественную эффективность оценивают лишь для социально значимых проектов и проектов, затрагивающих интересы не одной страны, а нескольких.

Общественная эффективность отражает эффективность проекта для общества. Необходимость оценки и последующего анализа общественной эффективности предопределена макроэкономической концепцией ограниченности производственных ресурсов. Оценить общественную эффективность инвестиционного проекта означает проверить разумность с позиции общества выделения ресурсов на осуществление именно этого проекта из числа конкурирующих.

Для оценки общественной эффективности проекта используются потоки от инвестиционной и операционной деятельности. С этой целью из статей операционной деятельности следует исключить перечисление налогов. Налоги здесь рассматриваются как часть трансфертных платежей. Выплата налоговых сумм предприятием не снижает национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода предприятия государству. С позиции экономики отчисление государству части прибыли не является затратой, поэтому при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из потоков по проекту.

При оценке общественной эффективности в потоках следует предусмотреть доходы и расходы, возникающие в результате внешних по отношению к инвестиционному проекту в других отраслях, от экологических и социальных изменений. При формировании потребности в инвестициях в составе оборотного капитала учитываются только запасы и резервы денежных средств.

Имеет свои особенности определение производственных затрат по статье «затраты на ОТ» (с установленными начислениями). Они рассчитываются исходя из среднегодовой заработной платы одного работника для Российской Федерации, для региона, в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной отрасли производства. Оценка потоков для определения общественной эффективности должна проводиться в «экономических» или «теневых» ценах, учитывающих наряду с рыночными и внешние эффекты, и общественные блага. Методика их установления относится к числу дискуссионных. Наиболее распространенным на практике является подход, согласно которому стоимостная оценка товаров производится по-разному, в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны. Так, продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы (т.е. по цене ФОБ). Товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, оцениваются на основе рыночных цен с НДС, но без акцизов. Импортозамещающая продукция и материалы оцениваются по цене замещаемой с добавлением затрат на их доставку.

Показатели общественной эффективности могут существенно отличаться от показателей, например коммерческой эффективности. Взятая без учета внешних эффектов (экологических, социальных и пр.), общественная эффективность всегда будет выше экономической. Однако с учетом последствий экологического и социального характера (если они будут отрицательными) соотношение между этими видами эффективности может измениться.

Не только предприниматели заинтересованы в широком использовании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюджеты – местные, региональные, федеральный. Дело в том, что расширение вложений в экономику конкретного региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках этого субъекта РФ, что способствует улучшению собираемости налогов, обеспечивает рост занятости населения, позволяет поддержать на более высоком уровне социальную сферу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: