Бюджетное финансирование, самофинансирование, акционирование

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономичес­кой, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологичес­кой, социальной и др. Посредством капитальных вложений госу­дарство может реально влиять на структурную перестройку эко­номики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяй­ственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть пред­приятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуще­ствляется в соответствии с уровнем принятия решений. На феде­ральном уровне финансируются федеральные программы и объек­ты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном - региональные программы и объекты, находящиеся в собствен­ности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и под­рядным организациям в меру выполнения плана и с учетом ис­пользования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных зат­ратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является пе­реход от распределения бюджетных ассигнований на капиталь­ное строительство между отраслями и регионами к избиратель­ному частичному финансированию конкретных объектов и фор­мированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого исполь­зуются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия - размер увеличения прибыли; для населения размер снижения стоимости квартир, различных ус­луг; социального характера. В том случае, если реализация инве­стиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заклю­чается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ре­сурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерчес­кие банки, осуществляющие финансирование объектов, соору­жаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставле­ния межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Бюджетные ресурсы, как правило, предоставляются стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана. Распорядителем этих средств является заказчик. Строительно-монтажные работы оплачиваются после согласования с заказчиком всех видов выполненных работ по ф. № 2 «Акт приемки выполненных ра­бот»; затраты на приобретение оборудования и материалов - по счету-фактуре, предъявляемому заказчику подрядчиком; услуги — после их выполнения по предъявлении заказчику счетов-фактур.

Финансирование строек и объектов, сооружаемых для феде­ральных нужд, может быть возвратным и безвозвратным, безвозвратное финансирование, как правило, осуществляется с целью развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей. Кроме того, средства федераль­ного бюджета на безвозвратной основе направляются на реали­зацию конверсионных, оборонных, экологических и других по­добных объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стади­ях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для Федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Для открытия финансирования федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики - представляют в Министерство финансов РФ информацию о перечне строек и объектов, подлежащих финансированию, с указанием объемов финансирования и государственные контракты (договоры подря­да) по строительству этих объектов. Открытие финансирования осуществляется в течение месяца после утверждения перечня объектов, подлежащих возведению, путем перечисления выделен­ных средств государственным заказчикам либо по их поручению другим органам, входящим в данную систему.

Для получения выделенных финансовых ресурсов на безвоз­вратной основе заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим финансирование, следующие документы:

• титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

• государственные контракты (договоры подряда) на период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

• сводные сметные расчеты стоимости строительства;

• заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной до­кументации;

• уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Объекты финансируются в соответствии с фактически про­изведенными затратами. С этой целью федеральные органы ис­полнительной власти - государственные заказчики - ежемесячно представляют информацию в Министерство финансов РФ о фак­тическом использовании выделенных средств.

Средства федерального бюджета выделяемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, предоставляются Министерству финан­сов РФ в пределах кредитов, выделяемых Центральным банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Полученные средства Министерство финансов РФ распределяет между заказчиками (застройщиками) через коммерческие банки. С этой целью оформляется договор займа между застройщиком, Министерством финансов РФ и российским банком, уполномочен­ным в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством РФ. Средства федерального бюджета, предостав­ляемые заемщикам на возвратной основе, выделяются под обеспечение. В качестве такового выступает залог имущества заем­щика (здания, сооружения, оборудование, незавершенное произ­водство, высоколиквидные ценные бумаги и другие ценности). Коммерческие банки, отобранные для финансирования госу­дарственных централизованных капитальных вложений, за счет средств федерального бюджета на возвратной основе выделяют полученные ресурсы заемщикам (застройщикам) на основе дого­воров. Условия трехсторонних договоров между Министерством финансов РФ, банками и заемщиками (застройщиками) сохраня­ются на весь период действия договора. Если в течение периода действия договоров в законодательство вносятся корректировки, ухудшающие положение партнеров, то в договоры могут быть внесены соответствующие изменения. При заключении догово­ров заемщики (застройщики) представляют в обслуживающие их банки следующие документы:

• выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд;

• государственные контракты (договоры подряда);

• расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в дей­ствие производств на проектную мощность;

• расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним;

• заключения государственной вневедомственной и государ­ственной экологической экспертизы по проектной документации;

• документы, подтверждающие платежеспособность заемщи­ка и возвратность средств.

Перечень банков, уполномоченных осуществлять финансиро­вание государственных централизованных капитальных вложе­ний за счет средств федерального бюджета, определяется прави­тельственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики по представлению Министерства финансов РФ с учетом мнения Центрального банка РФ и заинтересован­ных министерств и ведомств. В своей деятельности банки руко­водствуются заключенным трехсторонним договором с Минфи­ном РФ и заемщиками (застройщиками).

Перед открытием финансирования банки проверяют соответ­ствие представленных заемщиком (застройщиком) документов по утвержденному перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд и при их соответствии открывают финан­сирование строительства. Намечаемые к строительству объекты финансируются только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной и экологической экспертизы по проектной документации.

В том случае, когда средства федерального бюджета предос­тавляются на возвратной основе, банком проводится анализ кре­дитоспособности заемщика, т. е. его способности возвратить ссуду. С этой целью банки могут осуществлять анализ финансо­вой отчетности заемщика; рассматривать бизнес-план, если кре­дит предоставляется вновь создаваемому предприятию, которое не имеет финансовой отчетности; документы, подтверждающие право собственности заемщика на имущество, которое передает­ся в залог в целях обеспечения обязательства; технико-экономи­ческие расчеты, характеризующие уровень и рентабельность кредитуемого мероприятия и срок его окупаемости. В случае неполучения банком достаточно обоснованных расчетов, под­тверждающих способность заемщика рассчитаться по предстоя­щим обязательствам, или задержки предоставления необходимой документации банк приостанавливает открытие финансирования и сообщает об этом Министерству финансов РФ.

При открытии финансирования банк ведет расчеты между заказчиками (заемщиками), подрядными организациями и други­ми участниками инвестиционного процесса. Основным докумен­том в расчетах между заказчиком и подрядной организацией является государственный контракт (договор подряда), который заключается на весь период строительства. Подрядная организа­ция, в свою очередь, заключает аналогичные договоры с пред­приятиями-поставщиками на поставку материальных и энерге­тических ресурсов, оказание услуг, поставку сборных конструк­ций, изделий и др. В случае нарушения условий договора учас­тники инвестиционного процесса несут ответственность в рамках обязательств, вытекающих из заключенного договора.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, опре­деленные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федераль­ного бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится, на­чиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленною договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование капиталовложений, являются по существу единственным инструментом федерального центра по регулированию пропорций в уровнях экономического и социального развития территорий. Вместе с тем практика показывает, что структура федеральных инвестиционных ресурсов как по методам финансирования, так и территориальная является крайне нерациональной. Доля возврат­ного инвестирования из федерального бюджета не превышает 10% общего объема, а в более чем 50% регионов страны практически все централизованные инвестиции выделяются на безвозвратной основе. Важнейшей тенденцией территориального распреде­ления капиталовложений из федерального бюджета является пре­имущественное инвестирование европейской (включая Урал) час­ти России при сокращении доли восточных регионов. Отмечен­ные диспропорции в распределении средств федерального бюдже­та негативно сказываются на инвестиционной ситуации в стране. Совершенствование федерального бюджетного инвестирова­ния связано с поиском новых рациональных путей использова­ния финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложе­ния. К числу таких направлений можно отнести следующие:

· совершенствование механизма принятия и реализации фе­деральных программ. Это направление предполагает совершен­ствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реали­зации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

• авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где намети­лись тенденции относительного оживления инвестиционных

• широкое применение при бюджетном финансировании ин­вестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

• объединение соответствующих частей федеральных и реги­ональных программ, программ и проектов отраслевого финанси­рования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

• ограничение сферы применения безвозвратного финан­сирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприя­тий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей со­вершенствования федерального бюджетного инвестирования стро­ек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, почвами в определенной мере оживить инвестиционную деятельность го­сударства и повысить эффективность инвестиций.

Полное внутреннее самофинансирование предусматривает финансирование капитальных вложений предприятия исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений, внутрихозяйственных резервов).

Собственники предприятия всегда имеют выбор между:

- полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;

- реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;

- комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части – реинвестированная.

Именно последний вариант наиболее распространен. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблением, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности и увеличение богатства собственников предприятия.

Самофинансирование – наиболее надежный метод финансирования инвестиций, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Такая схема финансирования, характеризуемая в зарубежной практике термином «финансирование без левериджа», присуща лишь первому этапу жизненного цикла предприятия, когда его доступ к заемным источникам капитала затруднен, или для осуществления небольших реальных инвестиционных проектов. Любое стратегическое расширение бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Акционирование — это метод, формы концентрации разрозненного и неиспользованного капитала юридических и физических лиц, а так­же механизм привлечения иностранного капитала. Концентрация ка­питала происходит через организационно-правовую форму хозяйству­ющих объектов в виде акционерных обществ. Здесь немаловажным фактором является организация финансового менеджмента в АО.

Данный метод привлечения капитала в экономику получил широкое распространение за рубежом. Так, в США насчитываются 10% АО, кото­рые обеспечивают 80% общего объема сбыта реализации работ и услуг, соответственно 80% небольших частных компаний обеспечивают 7% реализации общего объема работ и услуг и 10% товариществ, обеспе­чивающих всего лишь 13% объема сбыта работ и услуг.

Акционирование зародилось в Древнем Риме и получило широкое развитие в наше время. Участники акционерного капитала, вклады­вая свои свободные денежные средства, предполагают получить доход (дивиденды), превышающие депозитные ставки, купонные ставки на облигации по аналогичным ценным бумагам, по доходности и степени риска вложений в них. Данная форма финансирования может быть приемлема, если АО высокорентабельные, а соответственно предпо­лагают и высокие дивиденды. Это условие достижимо, если капитали­зацию прибыли предполагается направить в новые технологии, при­обретение модернизированного оборудования, ликвидных оборотных активов. При таком подходе важно сочетать личные интересы акцио­неров с интересами общества. Поэтому, привлекая акционерный ка­питал в инвестиционную деятельность предприятия, необходимо выбрать взвешенную дивидендную политику АО. На рынке существу­ют три основных типа дивидендной политики, а именно:

• консервативная;

• умеренная;

• агрессивная.

Консервативная политика предусматривает удовлетворение по­требности развития производственного потенциала, увеличивая стоимость чистых активов и, конечно, рыночную стоимость акций.

Умеренная политика — предполагает начисление дивидендов в соответствии с интересами акционеров и потребностями общества для поддержания его производственного потенциала, т. е. нахождение некого баланса равновесия между акционерами и предприятием.

Агрессивная политика предусматривает начисление максимального размера дивидендов.

К основным особенностям акционирования привлеченного капитала относят:

• объединение частных вкладов в один общий коллективный капитал — уставный капитал акционерного общества;

• приобретение (получение) вкладчиком акций свидетельствует о вложении части капитала или средств в УК акционерного общества. Такие вложения дают право на пользование определенной доли прибыли (в форме дивидендов) и на участие в управлении делами АО, а также на часть имущества, оставшегося в ведении АО после его ликвидации;

• аккумуляция средств не связана со сферой деятельности АО, а это, в свою очередь, позволяет привлекать средства юридичес­ких и физических лиц;

• аккумулированный капитал по своей экономической природе подразделяется на действительный и фиктивный. Действитель­ный капитал — это вложения в активы предприятия, приносящие доход акционерному обществу. Фиктивный капитал — это раз­мещение широким кругом инвесторов акций, закладных листов, облигаций и т. д., т. е. документов, дающих право на получение дохода, но не имеющих реального капитала. Доход, в свою оче­редь, зависит от вида ценной бумаги.

Существуют 2 основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое строительство.

В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников.

При долговом финансировании компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврата предоставленного капитала согласно условиям, определенным при организации данного облигационного займа.

В соответствии с критерием такого разделения финансовые средства, полученные в результате эмиссии ценных бумаг, выступают как привлеченные (по долевым ценным бумагам - акциям) и заемные (по долговым ценным бумагам - облигациям).

По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник финансирования конкретного предприятия практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования. Функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. В частности роль государства проявляется в антимонопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капиталов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необоснованно больших объемов финансирования, то здесь следует упомянуть о зависимости между структурой капитала и финансовым риском и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.

В мировой практике основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение акционерного капитала, затем займы и выпуск облигаций. Достоинства этой формы финансирования в том. Что доход на акцию зависит от результата работы предприятия, а выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность; с помощью акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств по возврату; открытое акционерное общество имеет больше возможностей для привлечения капитала, чем закрытое. Недостатки заключаются в том, что увеличение числа акционеров затрудняет управление, а выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участником; открытая продажа акций может привести к утрате контроля над собственностью; акционерное общество открытого типа более ограничено в возможностях объявления информации, составляющей коммерческую тайну.

Иностранные инвестиции - это вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего, что влечет определенную степень контроля над его управлением.

Закон об ИИ 1991 давал такое определение: «ИИ – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)»

Прямые ИИ, как правило, имеют производственное назначение капиталовложений, подразумевают долгосрочность, наличие управленческого контроля, и за счет организации нового или расширении существующего производства - содействие экономическому развитию страны-реципиента капитала.

«портфельные инвестиции»- это приобретение ценных бумаг.

Международным валютным фондом дано следующее определение прямого капиталовложения это есть «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием»

Приобретение же 10% процентов вклада (по российскому закону 1999 года) далеко не всегда гарантия возможности установить участий в управлении и осуществление контроля.

С правовой точки зрения ИИ – это иностранная (частная или государственная) собственность, имеющая соответствующий статус, как в международном, так и в национальном праве.

Регулирование ИИ включает в себя специальные законы, регламентирующие порядок ввоза и функционирования прямых инвестиций, контроля за ними со стороны властей и местного партнера, наличие специальных органов, осуществляющих валютный контроль, налогообложение, правила отчетности иностранного инвестора, правила защиты инвестиций и процедуры разрешения споров.

В 1992 году Россия ратифицировала документы международной Сеульской конвенции 1985 года об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: