ГосударственныйстройРима

Периодизация истории Римского государства. 1. Царский период (753-509 гг. до н.э.) - правление 7 рексов - (царей), становление государст­венности, слияние племен латин, сабин и этрусков в «populusromanus», 2. Период республики (509-27 гг. до н.э.). 3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. до н.э.), разделяемый в свою очередь на 2 этапа: а) принципат (1 в. до н.э. - середина 3 в. н.э.) - «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры - принцепсы вынуждены были маскировать свою монар­хическую власть; б) доминат (3-5 вв. н.э.) - неограниченная, абсолютная монархия императоров - доминусов (dominium- господство).

Основные органы власти в «царский период»: а) реке (в «царский» период попеременно правили 7 рексов) - военный вождь, аналогичный по функциям греческому басилевсу, власть его ограничивалась сенатом и на­родным собранием, лишь при последних рексах - Сервии Туллии и Таркви- нии Гордом приближается к монархической, царской; б) сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважае­мых членов патрицианских родов, фактически высший орган государствен­ной власти (олигархическое правление); в) народное собрание (сходка муж­чин-воинов) - его компетенция: законодательство, избрание рексов, объяв­ление войны и т.д.В 578-533 гг. до н.э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформа­ми Солона в Афинах).

Установление республики. Государственный строй республиканско­го Рима. В 509 г. до н.э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого изгнал его и установил республику - высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.Формально, высшим органом государственной власти в республи­канском Риме провозглашались Народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции; 2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие долж­ностных лиц; 3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.

В Действительности, главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», од­нако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания и магистраты.

Основными принципами деятельности должностных лиц являлись выборность, сменяемость, срочность (как правило, не более одного года), коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции), безвозмездность, подотчетность.

Магистратуры. Главными магистратами были 2 консула, ежегодно избираемые народным собранием (без возможности переизбрания). Уваже­ние римлян к консулам было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.Помощникам консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а затем функции организации судопроиз­водства. Особое значение для римского права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами) благодаря ему римское право обогащалось правовыми нормами других народов (например: греческой ипотекой). Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблю­давшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.

Следует упомянуть цензоров, избиравшиеся раз в 5 лет для состав­ления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и кве­сторы. Эдилы наблюдали за порядком в городе и на рынках Рима, устраива­ли зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела. Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна быть открыта, чтобы любой плебей в любой момент мог обратиться к своему защитнику за помощью.

В 27 г. до н.э. Октавиан Август становится единовластным правите­лем - принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории - эпохи принципа­та (принцепс - первый сенатор, первый гражданин).Государственный механизм принципата 27 г. дон.э. - 284 г. дон.э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями, монар­хии) может быть представлен следующей картиной: в течение трех веков принципата, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам).В период домината (284-476 гг.) создается разветвленный чиновни­чий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает чер­ты деспотии. В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится админи­стративная, налоговая, финансовая и военная реформы. Данные реформы хотя и не могли предотвратить гибель Римской империи, но замедлили ее падение еще на полтора века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: