Иерархия дискурсивного поля

Дискурсивное поле неоднородно и по своему составу, и по интенсив­ности воздействия на попавших в него людей. Исследователь, идущий в

39


чужое поле (как правило, он идет именно в чужое, иначе — зачем он нужен?) не может не учитывать и наличия такой иерархии, и места инфор­манта или объекта наблюдения в ней. Место человека в иерархии поля показывает, в какой мере его идентичность связана с ним, насколько сильно давление поля на его поведение.

В центре поля автор традиции («основоположник»), В христианстве — это Христос, в исламе — Мухаммед, в марксизме — Маркс и Энгельс. Есть свои основатели у многих видов спорта, у оздоровительных систем, у художественных направлений, некоторых стилей жизни. При этом «ос­новоположник» может быть жив или уйти в историю. Он «вечно жив», пока есть люди, чтящие его традицию. Живой «основоположник» несет на себе бремя идентичности: Я — это мое дискурсивное поле (вспомним классическое «государствоэто я!»). Представляя себя внешнему миру, он не может играть, отступая от своей высокой роли. Изучение того или иного дискурсивного поля предполагает, что исследователь должен быть знаком с основными идеями «основоположника». Чаще всего ос­новоположники доступны через письменные тексты.

Вслед за ним идут «апостолы» — люди, наделенные в своем дискур­сивном поле правом интерпретации наследия основоположника приме­нительно к конкретным местам и временам. Они могут конкурировать, обвиняя друг друга в отступлении от «классических основ», в «преда­тельстве». Если «основоположник» оторван от времени исследования, то знание идей «апостолов» гораздо важнее, чем «классики». Сталкиваясь с ними, исследователь видит людей, отождествляющих себя со своим полем и не способных при посторонних людях вырваться за пределы роли. Поле буквально диктует им свою логику. Если брать поля с долгой тради­цией, то к «апостолам» тоже можно пробиться лишь через письменные тексты. Однако есть немало полей, которые возникают буквально на на­ших глазах, и их «апостолы», а порою и «основоположники» живут в нашем мире, а потому в принципе доступны для встреч, интервью. Про­биться к ним — дело техники.

Следующий уровень — «проповедники». Их жизнь наполнена идея­ми, нормами и ценностями дискурсивного поля. Она хорошо знают идеи и «основоположника», и «апостолов», стараются строить свою жизнь с их учетом, словом и делом вербуют новых последователей. Сами они ничего не меняют в устоях поля, но показывают его образцы в действии. Для людей этого уровня принадлежность к данному полю определяет их образ жизни. Так, для настоящего священника христианство — это не просто вера, а образ жизни. То же можно сказать о «проповедниках» — членах таких дискурсивных полей, как йога, карате, сыроедение и т. п. Они находятся в зоне очень сильного давления поля: на них смотрят и рядовые его члены, и посторонние наблюдатели. Нередко это жизнь, как в аквариуме: все на виду. Встречаясь с исследователем, «проповедник» стремится вести себя и говорить так, «как надо».

«Активисты» — те, кто достаточно глубоко включен в жизнь своего

40


дискурсивного поля, знает его идейные основы и практики, но их жизнь не сводима к образу жизни, диктуемому полем. Они могут быть хороши­ми экспертами по вопросам, касающимся внутреннего дискурса, но это лишь часть их идентичности.

«Пассивные» — члены поля, которые глубоко не вникают в его ло­гику, в его жизнь. Они не чувствуют сильного давления поля, исполня­ют его предписания выборочно, могут быть совершенно не информиро­ваны во многих вопросах, выходящих за рамки их повседневной жизни в данном поле.

«Случайные» — те, кто «забрел» в данное дискурсивное поле. Это могут быть новички, которые пока только присматриваются к нему, но могут быть и вечные старожилы: они здесь давно, но в силу разных при­чин ограничиваются самым поверхностным знанием и навыками. Их об­раз жизни предопределен иными полями.

По мере удаления от ядра ослабевает понимание сути дискурса. Все меньше и меньше понимаемых слов, все меньше способность ими пользо­ваться, соединяя в связные мысли. Все меньше принуждающая сила поля.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: