Понятие Местного управления в Европейской Хартии. Различия и сходства с Российским

Понятие. Предмет. Метод Муниципального права.

Муниципальное право — комплексная отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Метод муниципального права — критерий разграничения его с другими отраслями российской правовой системы. В муниципальном праве используются стандартные методы, выработанные теорией государства и права:

1. Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления.

2. Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами.

3. Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

 

2. Источники муниципального права:

Источниками муниципального права являются правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы. Существует три уровня источников муниципального права: федеральный, региональный, местный.

1. Конституция РФ;

2. Международные договоры РФ;

3. Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);

4. Указы Президента РФ (федеральный уровень);

5. Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);

6. Муниципальные правовые акты;

7. Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);

8. Договорные источники.

9. Решения, принятые на сходе/собрании граждан

 

Муниципальное право как отрасль

Муниципальное право — это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

1. Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

2. Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

3. Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

4. Норма права

 

Понятие Местного управления в Европейской Хартии. Различия и сходства с Российским.

Европейская хартия местного самоуправления была принята в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы и является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления.

В Хартии:

1. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования.

3. Основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом.

4. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу.

5. Публичная власть, как правило, должна преимущественно осуществляться органами власти, наиболее близкими к гражданину.

6. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.

7. При делегировании полномочий центральными или региональными органами местным органам самоуправления последние должны, насколько это возможно, обладать свободой применять их в соответствии с местными условиями.

8. В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, с ними проводятся консультации, насколько это возможно — заблаговременно и в соответствующей форме.

В России:

1. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

3. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными “законами”.

4. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

5. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: