Черты личности и катехоламины

В этом эксперименте, где мы обнаружили, что наши испытуемые отличаются по своей норадреналиновой реакции, мы подошли к вопросу об индивидуальных различиях в стрессовых реакциях, и мне хотелось бы дать еще один пример проблем данного типа. Некоторые наблюдения, сделанные прежними исследователями данного вопроса, позволяют считать, что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции, причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями, а норадреналин - с агрессивными реакциями… Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. Если, однако, данное дифференциальное выделение катехоламинов действительно имело место в острых стрессовых ситуациях, то представляется весьма вероятным, что оно может быть связано с различиями основных черт личности.
Напрашивается достаточно интересная параллель. Кролик, являющийся маленьким пугливым существом, обнаруживает высокие уровни адреналина, в то время как лев имеет высокие уровни норадреналина. Было бы, конечно, очень мило, если бы мы смогли научиться опознавать среди людей кроликов и львов с помощью некоторого простого психофизиологического теста. Мы сделали некоторые попытки в этом направлении. К сожалению, мы потерпели неудачу. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили количество выделяемого катехоламина во время бездействия и стресса. Результаты факторного анализа всех переменных не, подтвердили гипотезу, согласно которой индивидуумы с тревожными чертами личности и индивидуумы с агрессивными чертами должны отличаться по своим катехоламиновым реакциям. Вместо этого наши результаты указывают на то, что другие черты личности могут быть связаны с выделением катехоламинов. Так, индивиду умы с депрессивными тенденциями обнаружили относительно более слабую адреналиновую реакцию во время стресса. Это обстоятельство - то, что депрессивные индивидуумы не реагируют на стресс обычным увеличением выделения адреналина, - находится в соответствии с современными теориями относительно роли катехоламинов в аффективных психозах.


ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИЙ

Обратимся теперь к очень важному аспекту проблемы стимулов, а именно к вопросу о влиянии инструкций. Я хотела бы продемонстрировать некоторые изменения в реакциях, которые могут быть порождены изменением инструкций, даваемых испытуемому относительно того, какие физиологические эффекты ему следует ожидать. Мой пример взят из области исследований воздействия плацебо… Мы давали либо белую, либо розовую капсулу нашим испытуемым при двух различных обстоятельствах. Мы говорили испытуемому, что белая капсула содержит снотворный порошок, а розовая капсула - некоторый стимулянт. Фактически же обе капсулы содержали натуральный мел.
Результаты показали, что "депрессантное" плацебо и "стимулянтное" плацебо обладают ярко выраженным противоположным характером воздействия… После получения "депрессантных" инструкций субъективное состояние бодрствования у испытуемых уменьшалось, они чувствовали, что действуют более медленно в тестах на скорость реакции, и, действительно, скорость их реакции уменьшалась; уменьшалась также частота пульса и понижалось кровяное давление, - все это по отношению к тестам, проведенным без применения плацебо. И обратно, после принятий испытуемым "стимулянтного" плацебо субъективное бодрствование увеличивалось, испытуемые быстрее чувствовали, скорость их реакций увеличивалась, и имелось незначительное увеличение частоты пульса и кровяного давления.


РЕЗЮМЕ

Стимулы, используемые при исследованиях эмоционального стресса, стрессоры, различаются как по своему характеру, так и по интенсивности. Воздействие, которое данные стимулы окажут на испытуемого, в значительной мере зависит от того, что он ожидает. Этими ожиданиями можно управлять с помощью соответствующих инструкций. По крайней мере, три главных типа реакций представляют собой значительный интерес при исследовании эмоционального стресса: физиологические реакции, поведенческие реакции и субъективные реакции. Значительная часть наших работ в физиологической психологии сконцентрирована на исследовании взаимоотношений этих трех категорий реакций.

 

Бъюрстедт X., Маттель Г.
КАРДИОВАСКУЛЯРНЫЕ И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ В ПЕРИОД ПСИХИЧЕСКОГО СТРЕССА

Печатается по изданию: Бъюрстедт X., Маттель Г. Кардиоваскулярные и дыхательные реакции в период психического стресса // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 109-115

 

Целью исследования в области авиационной физиологии является снижение вредных или опасных воздействий среды, окружающей пилота в период полета, до тех величин, при которых они могут выноситься человеком без потери им способности эффективно действовать. Это исследование основывалось в основном на успехах в области физиологии кровообращения и дыхания. Исследования, проведенные в период II мировой войны и после нее, безусловно, внесли большой вклад в разработку этих областей физиологии. Исследования влияния, например, изменений давления или состава окружающей атмосферы, воздействий сильных гравитационных полей на кардиоваскулярную и дыхательную системы - отдельно или совместно - потребовали создания специальных экспериментальных установок, воспроизводящих условия полета, таких, как барокамеры и центрифуги, в которых эксперименты могли производиться при строго контролируемых условиях. Тем самым были созданы средства для фундаментальных исследований, ставящих своей целью выявление специфических действий различные стрессоров окружения на физиологические функции. В действительном полете - как и на установках, воспроизводящих условия полета на земле - люди подвергаются воображаемым или реальным опасностям, которые могут посредством чрезмерных нагрузок на контрольные механизмы сильно изменяв закономерности их основных кардиоваскулярных и дыхательных реакций. С древнейших времен было известно, что эмоциональные реакции включают обе названные системы, но в нашем распоряжении имеются только частичные данные о путях возникновения таких реакций, о механизмах, лежащих в их основе.
В последние годы было доказано, что в той мере, в какой речь идет о кровообращении, эмоциональное возбуждение связано с кортико-гипоталамическим импульсом, вызывающим активное симпатическое расширение сосудов почти во всех остальных сосудистых системах, симпатическим импульсом к сердцу, и увеличенным выделением катехоламинов мозговым веществом надпочечников. Сопутствующее увеличение в минутном объеме сердца может сопровождаться общим падением суммарного периферийного сопротивления, так что среднее артериальное давление в кровеносной системе может обнаружить некоторое увеличение или же остаться неизменным. Имеются основания считать, что все эти эффекты представляют собой части так называемой "защитной реакции", которая может быть вызвана стимуляцией гипоталамических структур бодрствующих животных по методу Hess.
И, вновь возвращаясь к кровообращению, можно видеть депрессантное воздействие эмоциональных стимулов. Наиболее резко выраженной такого рода является потеря сознания, вызываемая эмоциональными причинами, например при виде крови. Аналогичные депрессорные реакции могут быть получены из кортикальных автономных зон. Стимуляция, например, зоны каротидного синуса вызывает глубокое генерализованное торможение тонуса симпатических вазоконстрикторных нервов и может также вызвать вагусную брадикардию. Затем наступает общее снижение периферийного сопротивления, расслабление вен и уменьшение минутного объема сердца и среднего артериального давления. Более или менее аналогичная по своему характеру реакция вызывается стимуляцией так называемых "депрессорных точек" среднего мозга в бульбарной ретикулярной формации. Было ясно показано, что приток крови к мышцам увеличивается в начале обморочного состояния, несмотря на то, что среднее артериальное давление падает. Вопрос о том, является ли это проявлением активной симпатической вазодилатации в скелетных мышцах или же проявлением генерализованного торможения симпатических нервов, дебатировался в течение некоторого времени. Необходимо подчеркнуть, однако, что до настоящего времени в нашем распоряжении имеются только косвенные данные, показывающие, что драматические кардиоваскулярные эффекты, связанные с потерей чувств при сильных эмоциональных переживаниях, вызываются кортико-гипоталамическими структурами.
Точно так же и общий характер дыхания, а тем самым и легочная вентиляция могут сильно видоизменяться под влиянием кортикальных и подкорковых импульсов, связанных с эмоциональным поведением и генерализованными реакциями, такими, как пробуждение, оживление … и защитная реакция. Эмоциональные стимулы могут изменять основную контрольную картину дыхания, меняя доставку крови к дыхательным мышцам или к гладким мышцам бронхиол ей. Суммарная легочная вентиляция, таким образом, может претерпеть резкие изменения, вызываемые эмоциональными стимулами. Вторичными следствиями этих изменений будут изменения газового обмена в альвеолах и величины содержания кислорода в артериальной крови. Однако вопрос о том, до какой степени эфферентные эмоциональные разряды могут воздействовать на региональные вентиляционно-перфузионные отношения в легких, в значительной мере все еще остается неясным.
Из предыдущего совершенно очевидно, что у человека, находящегося в сознании, вполне возможно изменять некоторые из кардиоваскулярных и дыхательных эфферентных реакций, являющихся индикаторами эмоциональных воздействий. Однако возникновение и последовательность различных эфферентных реакций могут зависеть не только от интенсивности стимула. Они зависят также и от времени, так что стимул некоторой определенной интенсивности вызовет динамически изменчивую связь между различными параметрами, такими, как количество крови, выталкиваемой сердцем, среднее артериальное давление или легочная вентиляция и газовый состав артериальной крови. Отсюда следует, что, как правило, необходимо одновременно и непрерывно регистрировать несколько эфферентных реакций для того, чтобы выявить наличие, величину и длительность эмоциональных реакций. Однако в силу технических трудностей до настоящего времени было достигнуто относительно мало в области количественного измерения эмоционального стресса у человека с помощью кардиоваскулярных и дыхательных индикаторов.
Несмотря на то, что мы остро нуждаемся в новых и усовершенствованных методах для измерения острых эмоциональных стрессов, имеется целая гамма "нормальных" экспериментальных ситуаций, в которых физиолог-экспериментатор рассматривает эмоциональные реакции как нежелательные помехи. В той мере, в какой эти влияния не могут быть измерены и оценены, у экспериментатора нет другого выбора, кроме того, чтобы сделать все от него зависящее для избежания таких афферентных "вводов", которые могут привести к нежелательным эфферентным "выводам". Проблема того, как избегнуть таких нежелательных реакций, является общей для всех экспериментаторов, берущих в качестве испытуемого сознательного человека. Она особенно важна, когда мы имеем дело с такими факторами окружения, которые могут быть восприняты испытуемым как факторы, являющиеся потенциально опасными для его благополучия. В последующем изложении мы приведем несколько примеров экспериментальных ситуаций, в которых интеллектуальный или эмоциональный компонент вводится экспериментатором в картину стимуляции или даже представляет собой единственный внешний стимул. Эти эксперименты были проведены в лабораториях авиационной и морской медицины Каролинского института.
<...> Время психологических тестов отмечено на базисной линии. По записи артериального давления можно видеть, что как систолическое, так и диастолическое давления обнаруживают кратковременное увеличение, являющееся следствием различных тестов. Этот возбуждающий эффект был наиболее четко выражен в тех тестах, которые имели стрессовый характер, в таких, как тест окрашенного слова…, тест рисования, глядя в зеркало… Запись также обнаруживает ясно выраженное увеличение кровяного давления, вызываемое тестом механической сборки после вливания раствора Рингера.
...Во время контрольного периода испытуемый сидел в комфортабельном положении. Перед началом регистрации ему говорили, что эксперимент уже завершен, и мы только проверяем настройку аппаратуры. За ним наблюдали с помощью телевизионной установки, и он казался полуспящим с закрытыми глазами. Записи, относящиеся к дыханию, показывают его правильность; величины содержания газов в крови показывают, что легочная вентиляция была нормальной, а частота пульса у испытуемого была немногим выше 60 ударов в минуту. В точке А испытуемому через систему внутренней связи внезапно задается вопрос, не согласится ли он продолжать участие в эксперименте еще на 10 мин. В случае его согласия он сможет заработать 25 крон, производя в уме некоторые арифметические действия. Арифметические задачи должны предъявляться испытуемому в быстром темпе, и он должен давать правильные ответы с максимально возможной для него быстротой. Испытуемому далее говорится, что, если ему удастся закончить тест в две минуты, сделав не более двух ошибок, то он получит еще 25 крон. Все эти подготовительные инструкции давались испытуемому между точками А и В, и можно видеть, что в этот период частота пульса у него поднялась почти до 100 ударов в минуту.
Во время же теста, между точками А и С, частота пульса увеличилась до максимальной величины - 120 ударов в минуту, почти в два раза больше частоты пульса в спокойной, контрольной обстановке. Дыхание участилось и стало несколько неправильным. Необходимо подчеркнуть, что словесные ответы испытуемого в этот период были совершенно лаконичными, содержащими в среднем не более 10 слов в минуту. В результате увеличения легочной вентиляции давление кислорода в артериальной крови увеличилось на 15 мм рт. ст. Неправильный характер дыхания отражается в напряжении углекислого газа в артериальной крови и в артериальном рН. В точке С испытуемому было сказано, что эксперимент завершен, что он заработал 50 крон и может отдохнуть и насладиться выигрышем. Как видно из записей, все это привело к возвращению частоты пульса, дыхания и газового состава артериальной крови к первоначальным величинам.
Некоторые из наиболее важных эфферентных дыхательных реакций на умственные стимулы могут быть суммированы следующим образом. В отношении количественных измерений воздействий острых эмоциональных стрессов у человека, при оценке их по кардиоваскулярным и дыхательным реакциям, необходимо, чтобы, по крайней мере в теории, было возможно отобрать некоторые параметры, которые были бы более чувствительными, по сравнению с другими, для обнаруживания направления, длительности и интенсивности реакции на стимул центрального происхождения. Только что приведенные примеры указывают на преимущества непрерывной регистрации параметров, которые были выбраны в качестве индикаторов, так как их динамические изменения и относительное распределение в любой момент времени имеет наибольшую вероятность дать важную информацию - информацию, которую нельзя было бы получить при спорадических измерениях. Это ставит перед нами по крайней мере две проблемы, а именно: 1) проблему отбора значащих параметров и 2) проблему разработки методик для непрерывной регистрации этих параметров у человека, находящегося в сознании. В предыдущем изложении мы не задавались вопросом, имеются ли в нашем распоряжении подходящие методы для сбора требуемой информации. Многие из распространенных прямых методов измерения кардиоваскулярных и дыхательных переменных в лабораторных условиях должны быть отброшены с порога. Идеальным был бы тот метод, при котором испытуемый вообще не осознавал бы присутствия прибора, используемого для целей регистрации его реакций. Однако можно ожидать, что расширение кооперации между физиологами, психологами и специалистами по радиоэлектронике внесет большой вклад в разрешение методологических проблем, например с помощью субминиатюрных датчиков, печатных электронных схем, тонкопленочных устройств и биотелеметрии. Прогресс в этом направлении имел бы первостепенное значение для общего исследования стресса в военной медицине, безотносительно к тому, проводятся ли эти исследования в лаборатории или же в полевых условиях. Кооперация такого рода могла бы также открыть новые горизонты в общей биомедицине, например контроле за телесными функциями при диагностике и терапии кардио-васкулярных и легочных заболеваний.











РЕЗЮМЕ

Экспериментальное изучение реакции человека на различные стрессоры окружающей среды может включать также исследование вопроса о том, каким образом эмоции испытуемого влияют на эти реакции. Эмоции, связанные с тем или иным отношением испытуемого к воображаемым или реальным опасностям в экспериментальной ситуации, могут оказывать сильное воздействие на его кардиоваскулярные и дыхательные реакции на внешние стрессовые факторы. Рассматриваются некоторые примеры эмоциональных и психологических реакций при исследовании стресса.

 

 

Седерберг У.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССА

Печатается по изданию: Седерберг У. Нейрофизиологические аспекты стресса // Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 116-128

 


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА

На симпозиуме по нейроэндокринологии, состоявшемся несколько лет тому назад …, слово стресс характеризовалось как один из наиболее неточных терминов научного словаря и сравнивалось со словом грех: оба эти слова обозначают разные вещи для разных людей, оба они являются короткими и эмоционально насыщенными, выражающими нечто такое, что в противном случае пришлось бы описывать с помощью пространных выражений. Можно было бы предположить, что выражение эмоциональный стресс сделает данное определение более точным для нейрофизиолога, ибо эмоции предполагают некоторую деятельность мозга. Однако эмоции вряд ли развиваются вне тесной взаимосвязи между мозгом и всем остальным телом, имеющей либо прямой, либо опосредованный характер, как в условных рефлексах, где события, происходившие с телом, откладываются на некоторое время в памяти центральной нервной системы.
Однако нам не хотелось бы сейчас давать определение стресса не потому, что оно трудно, но потому, что все высшие организмы, у которых стресс может иметь место, обнаруживают весьма стереотипизированную, стандартную реакцию на целый ряд различных внешних стимулов…, безотносительно к тому, создают ли они "нагрузку на орган тела или же напряжение умственных способностей" - определение стресса из 1943 г. Вопросами, существенными для нас, будут следующие: каким образом все эти стимулы могут приводить к одной и той же стандартной реакции (к стрессу, как он определяется многими людьми) и как и где все эти стимулы (стрессоры) сравниваются друг с другом? Обладают ли они некоторой пороговой интенсивностью для порождения стрессовой реакции и, наконец, является ли стресс благотворным или вредным для организма, в данном конкретном случае для центральной нервной системы?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: