Слово «принцип» обозначает основу, первоначало, руководящую идею, основное требование, «основное требование, вытекающее из закономерности».
во-первых: это связывает понятие принципа с ранее рассмотренным понятием закономерности педагогического процесса;
во-вторых: является наиболее технологичным из перечисленных вариантов, а значит наиболее приемлемым в педагогической деятельности.
Исходя из этого:
Принцип педагогического процесса – это определенная система исходных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения образовательных задач
Правила педагогического процесса – это механизм его выполнения в соответствии с принципами (требованиями).
Если принципы говорят, что надо делать, то правила показывают, как это осуществить.
В педагогической литературе представлено не менее ста принципов педагогического процесса.
Мы остановимся лишь на основных, сгруппировав их по содержательному сходству.
|
|
Каждая группа - из системообразующего принципа и вытекающих из него (или дополняющих его), которые в своей совокупности, дополняя и корректируя друг друга, раскрывают одну из основополагающих идей педагогики в применении к современной школе.
Учитывая содержательное сходство принципов, входящих в одну группу, правила педагогического процесса формулируются как совокупные для всей группы принципов педагогического процесса.