Третья группа принципов педагогического процесса

Принцип культуросообразности в педагогику был впервые введен А. Дистервегом. Он писал: «Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа, одним словом, культура всей современности и непосредственного нашего окружения» (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.,1981.-с.403).

Кроме него в эту группу входят еще принципы народности и интеркультурности.

Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический процесс в соответствии с культурой того общества, страны, производства, направлений деятельности, к которым причастен человек.

В педагогическом процессе в качестве распредмеченной культуры выступает социальный опыт, передача и усвоение которого является квинтэссенцией связи поколений.

Культуросообразное обучение и воспитание представляют собой сохранение и умножение культурных (как материальных, так и духовных) ценностей народа. Оно включает в себя совокупность:

· культурологических знаний,

· умений и навыков репродуцировать социокультурный пласт существования,

·  владение способами приращения культурных ценностей и

· опыт эмоционально-ценностных отношений к культуре и ее составляющим.

Принцип гуманизации - цель - удовлетворение потребностей детей.

Результат - формирование культуры личности и общества (нравственной, эстетической, интеллектуальной, физической, трудовой, экологической и пр.) как интегративного человеческого образования.

1. Принцип народности как выражение культуры народа в педагогическом процессе предполагает единство общечеловеческого и национального. Он включает в себя

· национальную направленность педагогического процесса,

· формирование национального самосознания и менталитета,

· воспитание патриотических чувств к родной земле и народу,

· привитие уважительного отношения к культуре, национальному наследию, народным обычаям, национально-этнической обрядности всех народов, живущих в России.

Принцип народности указывает на органическую связь педагогического процесса с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами.

В педагогическом процессе важно:

· обеспечить гармоническое сочетание национальныхкультур, не допуская развития одной за счет других,

· сформировать культуру межнационального общения,

· воспитать уважительное отношение к культурным традициям и ценностям других народов.

2. Принцип интеркультурности педагогического процесса указывает на интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей, в общечеловеческую культуру.

Реализация этого принципа требует обеспечения условий для формирования личности:

· открытой для всех культур,

· не противопоставляющей свою национальную культуру сокровищнице мировых ценностей,

· способной вести взаимное культурное обогащение, как на личностном, так и на государственном уровнях.

Этому способствуют разносторонние культурные связи между странами, регионами, городами и построенная соответствующим образом система воспитательной работы школы.

 

Правила

1.  «Чужого навчайтесь і свого не цурайтесь» (Т. Шевченко).

2. Чувствуй себя маленькой, но значимой частицей большого целого.

3. Помни, что отрицание чужой культуры – это признак собственного бескультурья.

4. Лелея чувство собственного национального достоинства, уважай национальное достоинство других.

5. Не противопоставляй себя и свою культуру всему миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: