Принцип культуросообразности в педагогику был впервые введен А. Дистервегом. Он писал: «Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа, одним словом, культура всей современности и непосредственного нашего окружения» (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.,1981.-с.403).
Кроме него в эту группу входят еще принципы народности и интеркультурности.
Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический процесс в соответствии с культурой того общества, страны, производства, направлений деятельности, к которым причастен человек.
В педагогическом процессе в качестве распредмеченной культуры выступает социальный опыт, передача и усвоение которого является квинтэссенцией связи поколений.
Культуросообразное обучение и воспитание представляют собой сохранение и умножение культурных (как материальных, так и духовных) ценностей народа. Оно включает в себя совокупность:
|
|
· культурологических знаний,
· умений и навыков репродуцировать социокультурный пласт существования,
· владение способами приращения культурных ценностей и
· опыт эмоционально-ценностных отношений к культуре и ее составляющим.
Принцип гуманизации - цель - удовлетворение потребностей детей.
Результат - формирование культуры личности и общества (нравственной, эстетической, интеллектуальной, физической, трудовой, экологической и пр.) как интегративного человеческого образования.
1. Принцип народности как выражение культуры народа в педагогическом процессе предполагает единство общечеловеческого и национального. Он включает в себя
· национальную направленность педагогического процесса,
· формирование национального самосознания и менталитета,
· воспитание патриотических чувств к родной земле и народу,
· привитие уважительного отношения к культуре, национальному наследию, народным обычаям, национально-этнической обрядности всех народов, живущих в России.
Принцип народности указывает на органическую связь педагогического процесса с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами.
В педагогическом процессе важно:
· обеспечить гармоническое сочетание национальныхкультур, не допуская развития одной за счет других,
· сформировать культуру межнационального общения,
· воспитать уважительное отношение к культурным традициям и ценностям других народов.
2. Принцип интеркультурности педагогического процесса указывает на интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей, в общечеловеческую культуру.
|
|
Реализация этого принципа требует обеспечения условий для формирования личности:
· открытой для всех культур,
· не противопоставляющей свою национальную культуру сокровищнице мировых ценностей,
· способной вести взаимное культурное обогащение, как на личностном, так и на государственном уровнях.
Этому способствуют разносторонние культурные связи между странами, регионами, городами и построенная соответствующим образом система воспитательной работы школы.
Правила
1. «Чужого навчайтесь і свого не цурайтесь» (Т. Шевченко).
2. Чувствуй себя маленькой, но значимой частицей большого целого.
3. Помни, что отрицание чужой культуры – это признак собственного бескультурья.
4. Лелея чувство собственного национального достоинства, уважай национальное достоинство других.
5. Не противопоставляй себя и свою культуру всему миру.