Четвертая группа принципов педагогического процесса

Принцип комплексности педагогического процесса вытекает из закона его целостности. Он рассматривает сущностную целостность человека как центральной фигуры педагогического процесса, находящуюся в состоянии бесконечного изменения и развития, проявляющуюся в единстве:

· биологического, психического и социального,

· интеллектуального, эстетического, нравственного и физического,

· материального и духовного,

· и т.д.

Данный принцип указывает на взаимосвязь человека с комплексом внешних влияний. К ним относятся микро-, мезо- и макрофакторы.

· Микрофакторы это ближайшее окружение, с которым непосредственно взаимодействует ребенок. Это семья, школа, дружеская компания и пр.

· Мезофакторы воздействуют на человека в результате смешанного общения (как непосредственного, так и опосредованного). Это город, регион, страна и т.д.

· С макрофакторами возможно лишь опосредованное общение. Это другие страны, континенты, планета, Вселенная.

Кроме этого принцип комплексности указывает на единство форм, средств и методов педагогического воздействия сразу на все стороны ПП и его участников, а также на единство и комплексность педагогических влияний: вербальных и невербальных, традиционных и нетрадиционных, кратковременных и долгосрочных.

2. Принцип единства обучения, воспитания и развития говорит о неразрывной связи и сосуществовании этих категорий. Он базируется на следующих тезисах:

· Обучение и воспитание являются двумя сторонами одного процесса и не существуют друг без друга. Недооценка одной из них, как правило, приводит к разрушению всего процесса.

· Результатом обучения и воспитания является развитие ребенка. Развивается его мышление, память внимание, изменяется его сознание и поведение, формируются новые умения.

· Во взаимодействии обучения и воспитания с развитием реализуется функция управления последним. То есть, педагогическое воздействие (УВП) должно идти на шаг впереди развития. С.В. Выготский расстояние такого опережения назвал зоной ближайшего развития.

3. Принцип всестороннего и гармонического развития личности долгое время фигурировал в педагогике как основная цель педагогического процесса.

Всестороннее развитие указывает на необходимость развития всех сторон личности.

Гармоническое развитие этих сторон показывает, как они сочетаются в развитии человеческой личности.

Имеет ли право какая-то из них идти впереди остальных? Думается, да, - духовная, то, чем человек выделился из природы, то, что должно его вести по жизни: не инстинкты, как у остальных животных, а разум, красота и нравственность.

Идея всестороннего развития говорит о необходимости одновременного развития перечисленных качеств, а гармония их сочетания заключается в опережающем развитии нравственной составляющей, когда через призму нравственности воспринимаются и знания, и красота.

Об этом говорит исторический опыт ответственности ученых за результаты применения своих открытий и нравственная окрашенность целого ряда эстетических моментов. Например, перчатки и абажуры из человеческой кожи, выставленные в Музее Второй мировой войны, филигранно выполнены. Но в глазах любого нормального человека они красивы до той поры, пока он не знает, как они сработаны. За внешней красотой проявляется бесчеловечное преступление против жизни. В результате познания этого исчезает абстрактная красота и появляется безобразие преступления, стоящего за нею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: