Целеполагание на уроке

Цель - системообразующая величина для осуществления на уроке учебно-воспитательного процесса и прогнозируемый результат, движение к которому идет через единство целеформулирования и целереализации.

В педагогической теории и практике целеформулирования чаще всего применяется подход, в соответствии с которым цель урока выражает реализацию на нем основных функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной,объединяющихся в так называемой триединой цели урока.

Она включает в себя усвоение знаний, умений и навыков (образовательная),

развитие мышления, речи, способностей и пр. (развивающая),

формирование личности и детского коллектива (воспитательная).

Ничего нельзя сказать против логики предложенного целеформулирования. Но это лишь одна сторона процесса, а где же вторая – целереализация? В данном подходе она если и предполагается, то не рассматривается.

Поэтому мы отдаем предпочтение другому подходу к целеполаганию, который преодолевает указанный недостаток. В его основе лежит передача и усвоение социального опыта, каждому из компонентов которого (знаниям, способам деятельности, опыту творческой деятельности, опыту эмоционально-ценностных отношений) соответствует своя цель с указанием путей и методов ее достижения.

· На каждом уроке дети узнают что-то новое, то есть, усваивают новые знания: законы, закономерности, теории, следствия, правила, лингвистические единицы и пр. Этому процессу соответствует первая цель урока: "Добиться усвоения …"(дальше идет конкретный перечень знаний, с какими будут работать дети, степень усвоения которых нужно будет проверить в конце урока). Обратите внимание на словосочетание "добиться усвоения", в нем объединена деятельность учителя (добиться) и ученика (усвоения), то есть, охватывается весь учебный процесс в своей целостности. Варианты формулировок цели "объяснить …, показать …, рассказать …" будут неверными из-за своей односторонности (учитель объяснил материал, значит, цель достигнута, а усвоил ли его ученик – остается неизвестным).

Во второй части цели важно выделить конкретные знания, на усвоение которых будет направлена работа. Их должно быть ровно столько, сколько дети в состоянии усвоить за 45 минут урока. Усвоить – значит понять и запомнить (целереализация). Для этого урок надо построить в соответствии с условиями эффективного усвоения знаний, используя объяснительно-иллюстративныеметоды обучения. Если произойдет нарушение указанной логической схемы (если дети не поняли материал или не запомнили его; если вместо рассказа учитель применил метод беседы, к которой они не готовы, и т.д.), то цель не будет достигнута.

· Вторая цель урока соответствует передаче второго компонента социального опыта – способов деятельности (умений и навыков) и формулируется следующим образом: "Сформировать соответствующие (конкретный перечень) умения и навыки", что осуществимо при многократном повторении деятельности в разных (умения) или одинаковых (навыки) у с ловиях при использовании репродуктивных методов. В достижении этой цели особенно важно соблюсти условие многократности.

Если учитель ставит цель сформировать умение решать задачи определенного типа, а на уроке успевает решить только одну – две (или даже три) такие задачи, то поставленная цель оказывается недостигнутой. Во избежание этого работу нужно продолжить на следующем уроке или использовать другие виды занятий (домашняя работа, самостоятельная, дополнительные занятия и пр.), чтобы довести количество повторов деятельности до оптимального для усвоения изучаемого материала учениками этого класса.

· Третья цель урока касается формирования опыта творческой деятельности, который приобретается в процессе самостоятельного решения проблемных заданий с использованием методов проблемного обучения. Для достижения этой цели необходимо выдержать два основных условия наличие:

1) проблемной ситуации (интеллектуального или практического затруднения, способов разрешения которого нет в уже имеющемся учебном арсенале) и

2) условий для самостоятельного преодоления возникшего затруднения.

· Четвертая цель урока выходит на формирование опыта эмоционально-ценностных отношений, что происходит в процессе адекватных переживаний, создаваемых и регулируемых личностью учителя. Эта цель касается воспитательных аспектов урока. Она определяется содержанием изучаемого материала (если это возможно), системой отношений детей и взаимоотношений между ними, а также характером их взаимоотношений с учителем.

Учитывая то, что наиболее подвижным и подверженным внешним влияниям компонентом опыта эмоционально-ценностных отношений являются интересы, то именно их развитие можно положить в основу целеформулирования: "Заинтересовать предметом, отношениями героев, логикой решения задачи, друг другом и пр." или "Сформировать соответствующие отношения (любви или ненависти, уважения или презрения, согласия или несогласия, желание быть похожим или никогда не поступать аналогичным образом и пр.)".

Воспитательный аспект урока предполагает также организацию усвоения определенных социальных ролей (ведущего, ведомого, помощника, консультанта, дежурного и пр.) и восполнение недостающих личностных качеств (активности, усидчивости, аккуратности, уважительности, чувства юмора и собственного достоинства, ответственности за себя и других и т.д.).

    Учитывая то, что социальный опыт в процессе обучения передается определенными логически завершенными блоками, которые материализуются в виде тем учебной программы, цели необходимо формулировать вначале к темам, конкретно указывая:

· какие новые знания дети должны усвоить;

· какие умения нужно сформировать на данном материале;

· какие элементы творчества можно привить;

· какие отношения воспитать.

А затем уже, не нарушая тематической целостности, на каждом уроке работать с ее частями. Это позволяет, не теряя стратегической линии обучения, перераспределять учебное время в зависимости от сложности и значимости изучаемого материала, подготовленности детей и обеспеченности учебного процесса.

    Кроме того, данный подход позволяет вести тематический контроль и самоконтроль усвоения материала как на содержательном (что усвоено или неусвоено), технологическом (как усвоено), так и на детерминантном (почему это произошло) уровнях, давая реальную возможность своевременной коррекции результатов обучения.

    Например, учитель запланировал по данной теме сформировать у школьников определенное умение, но по результатам тематического контроля оказалось, что у большинства учеников данное умение не сформировано. Почему? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к закономерностям передачи второго компонента социального опыта (умений и навыков), которые говорят о необходимости. многократного повторения деятельности в разных условиях, при использовании репродуктивных методов обучения. В соответствии с этим учителю предстоит выяснить,

· достаточно ли многократными были повторения деятельности;

· соблюдались ли при этом соответствующие условия;

· в какой мере соответствовали усвоению запланированного умения выбранные учителем методы.

Найдя слабое звено, учитель может восполнить выявленные недостатки, проведя соответствующую коррекцию своей работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: