Структурный анализ урока

    Структурный анализ урока проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к элементам его структуры, то есть, к этапам урока. Для его проведения необходимо после анализа цели урока, определения его типа и вида разбить урок на этапы и произвести аргументированную оценку каждого этапа в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Эталонный вариант их выполнения представлен в следующей таблице. По своей сути структурный анализ урока является сравнением реального варианта (фотографии урока) с эталонным и выполняется в виде оценочных суждений, обоснованных указанным сравнением. (СМ. опорный материал)

Комплексный анализ урока

         Когда на первое место выступает содержание урока, а не его структура проводится комплексный анализ урока, в основе которого лежат требования к содержанию урока (к деятельности учителя и учащихся) независимо от его структуры. Наиболее полно этот тип анализа урока представлен в работах В.П. Симонова.

    В основе комплексного анализа урока лежат четыре группы требований к уроку:

1) требования к организации урока и личности учителя на нем;

2) требования к обучающей (дидактической) деятельности на уроке;

3) требования к воспитательной деятельности на уроке;

4) требования к деятельности учащихся.

В каждую группу входят десять основных требований (это удобно при количественном определении эффективности урока). Перечисленные группы требований реализуются на каждом уроке, независимо от его типа, вида и учебного предмета. Однако на фоне общих закономерностей обучения каждый предмет имеет свою специфику (урок литературы, несомненно, отличается от урока математики), поэтому при полном анализе урока важно учитывать и специфические требования к нему (пятая группа требований).

Разработка этих требований может стать основой творческого задания студентам с последующим обсуждением полученных результатов на семинарском или практическом занятии.

    Эффективность урока в комплексном его анализе определяется по качественным и количественным показателям.

Качественными критериями эффективности урока являются:

1) качество организации урока;

2) уровень обучения на уроке;

3) степень реализации воспитательного потенциала урока;

4) активность и результативность деятельности учащихся на уроке;

5) личность учителя и ее роль в решении задач урока.

Если хотя бы один из названных критериев не реализуется, то урок нельзя назвать эффективным. Иными словами, на обычном уроке каждый показатель его эффективности должен быть реализован в какой-то мере.

    Нетрудно заметить, что перечисленные критерии соответствуют четырем основным группам требований к уроку, а значит, раскрываются в виде десяти показателей.

Давая словесную характеристику выполнения каждого из них, мы получаем качественную оценку эффективности урока.

Определяя уровень реализации каждого требования количественно, получаем количественную оценку эффективности урока.

Для этого используется метод рейтинга – оценки выполнения требований компетентными судьями по избранной шкале.   

При трехбалльной шкале: При четырехбалльной шкале:
0 – требование не выполняется 0 –требование не выполняется
1 –выполняется частично   1 – скорее не выполняется, чем выполняется
2 – выполняется полностью · 2 – скорее выполняется, чем не выполняется
  3 – требование выполняется полностью

Оценив таким образом степень выполнения каждого требования, просуммировав эти оценки по группам требований, можно определить, какие из них реализуются лучше, а какие хуже и в чем это проявляется.

 

ОПОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА

 (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: