Структурный анализ урока проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к элементам его структуры, то есть, к этапам урока. Для его проведения необходимо после анализа цели урока, определения его типа и вида разбить урок на этапы и произвести аргументированную оценку каждого этапа в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Эталонный вариант их выполнения представлен в следующей таблице. По своей сути структурный анализ урока является сравнением реального варианта (фотографии урока) с эталонным и выполняется в виде оценочных суждений, обоснованных указанным сравнением. (СМ. опорный материал)
Комплексный анализ урока
Когда на первое место выступает содержание урока, а не его структура проводится комплексный анализ урока, в основе которого лежат требования к содержанию урока (к деятельности учителя и учащихся) независимо от его структуры. Наиболее полно этот тип анализа урока представлен в работах В.П. Симонова.
В основе комплексного анализа урока лежат четыре группы требований к уроку:
|
|
1) требования к организации урока и личности учителя на нем;
2) требования к обучающей (дидактической) деятельности на уроке;
3) требования к воспитательной деятельности на уроке;
4) требования к деятельности учащихся.
В каждую группу входят десять основных требований (это удобно при количественном определении эффективности урока). Перечисленные группы требований реализуются на каждом уроке, независимо от его типа, вида и учебного предмета. Однако на фоне общих закономерностей обучения каждый предмет имеет свою специфику (урок литературы, несомненно, отличается от урока математики), поэтому при полном анализе урока важно учитывать и специфические требования к нему (пятая группа требований).
Разработка этих требований может стать основой творческого задания студентам с последующим обсуждением полученных результатов на семинарском или практическом занятии.
Эффективность урока в комплексном его анализе определяется по качественным и количественным показателям.
Качественными критериями эффективности урока являются:
1) качество организации урока;
2) уровень обучения на уроке;
3) степень реализации воспитательного потенциала урока;
4) активность и результативность деятельности учащихся на уроке;
5) личность учителя и ее роль в решении задач урока.
Если хотя бы один из названных критериев не реализуется, то урок нельзя назвать эффективным. Иными словами, на обычном уроке каждый показатель его эффективности должен быть реализован в какой-то мере.
Нетрудно заметить, что перечисленные критерии соответствуют четырем основным группам требований к уроку, а значит, раскрываются в виде десяти показателей.
|
|
Давая словесную характеристику выполнения каждого из них, мы получаем качественную оценку эффективности урока.
Определяя уровень реализации каждого требования количественно, получаем количественную оценку эффективности урока.
Для этого используется метод рейтинга – оценки выполнения требований компетентными судьями по избранной шкале.
При трехбалльной шкале: | При четырехбалльной шкале: |
0 – требование не выполняется | 0 –требование не выполняется |
1 –выполняется частично | 1 – скорее не выполняется, чем выполняется |
2 – выполняется полностью · | 2 – скорее выполняется, чем не выполняется |
3 – требование выполняется полностью |
Оценив таким образом степень выполнения каждого требования, просуммировав эти оценки по группам требований, можно определить, какие из них реализуются лучше, а какие хуже и в чем это проявляется.
ОПОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА
(КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК)