А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Тема урока: Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

Цель урока:

развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом; определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия войны.

 

Эпиграф к уроку: Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

М. Цветаева.

Ход урока

I. Основное содержание урока.

Вступительное слово учителя.

«Тихий Дон» - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, на эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

 

Беседа по прочитанным главам романа.

- Скажите, новая ли эта тема в русской литературе?

- Были ли попытка до М.Шолохова изобразить гражданскую войну?

- В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига).

- А как Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права).

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «Тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду?

Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести «Хаджи-Мурат». «Мир людской, разворошенный революцией»

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Один из излюбленных приёмов автора – рассказ – предварение.

Словарная работа:

Предварение – т.е. сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет «До января на хуторе Татарском…» (читается отрывок)

- Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым? СЛАЙД 6

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

  • Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)
  1. Главные
  2. Эпизодические
  3. Названные по именам
  4. Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

  • Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны? СЛАЙД 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: