Тема урока: Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.
Цель урока:
развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом; определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия войны.
Эпиграф к уроку: Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М. Цветаева.
Ход урока
I. Основное содержание урока.
Вступительное слово учителя.
«Тихий Дон» - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.
А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.
|
|
2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, на эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Словарная работа
Суть – самое главное, существенное.
Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.
Беседа по прочитанным главам романа.
- Скажите, новая ли эта тема в русской литературе?
- Были ли попытка до М.Шолохова изобразить гражданскую войну?
- В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига).
- А как Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права).
В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея «Тихий Дон». Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду?
Правда
Подобно Л.Н.Толстому в повести «Хаджи-Мурат». «Мир людской, разворошенный революцией»
А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?
Один из излюбленных приёмов автора – рассказ – предварение.
Словарная работа:
Предварение – т.е. сделать что-то раньше забегая вперед.
Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет «До января на хуторе Татарском…» (читается отрывок)
|
|
- Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым? СЛАЙД 6
они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:
- Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)
- Главные
- Эпизодические
- Названные по именам
- Безымянные
И Шолохова волнует их судьба.
- Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны? СЛАЙД 7