Семинар-практикум
«Конфликты в образовательных учреждениях: пути конструктивного решения»
Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
· ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;
· проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе в ученическом коллективе;
· показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
· показать значимость эмоциональной сферы обучающегося и ее влияние на общение в ходе конфликта;
· помочь обучающимся скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (обучить навыкам умения не допускать конфликтной ситуации в образовательной среде).
Категория участников: специалисты психологической службы для дальнейшей работы в образовательных учреждениях с классными руководителями.
Время: 1 ч 30 мин
Понятия для усвоения: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, объект и субъект конфликта, эскалация конфликта, компромисс.
|
|
Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, флип-чарт, бумага белая формата А-3, А-4, маркеры (фломастеры), блокноты (бумага) для индивидуальных записей, ручки, карточки с заданиями, скотч, раздаточный материал для практической работы.
Участникам практикума: электронный вариант содержания практикума «Конфликты в образовательных учреждениях: пути решения»; сборник «Формирование навыков общения и бесконфликтного поведения» (составленный специалистами ЦППиМСП, состоящий из193 страниц).
План практикума
№ | Название упражнения, содержание работы | Время выполнения (мин.) | Ресурсное обеспечение |
1 | Ознакомление с темой семинара-практикума, целью его проведения, задачами | 5 | Информация о теме, цели и задачах практикума на слайдах презентации |
Знакомство «Узнай меня» | 5 | Бумага, ручки для индивидуальной работы | |
Принятие правил семинара-практикума | 5 | Слайд презентации | |
Упражнение «Сказка о тройке» | 10 | Листы бумаги по количеству участников | |
Упражнение «Пишем синквейны» | 10 | Бумага, ручки для индивидуальной работы | |
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (анализ ситуаций) | 15 | Карточки с типами поведения в конфликтной ситуации, 2 листа бумаги А4, бумага, ручки для групповой работы, флип-чарт, цветные маркеры | |
Упражнение Тест «30 пословиц» | 15 | Бланки для диагностики, дополнительно: бумага для построения индивидуальных графиков, образцы возможных графиков | |
Упражнение «Достойный ответ» | 10 | Карточки с заданием по количеству участников, бумага, ручки для индивидуальной работы | |
Коллективная творческая работа Упражнение «Нас с вами объединяет» | 10 | Лист бумаги А3 (окрашенный в теплые цвета спектра) рисунок солнышко по центру, бумага, ручки для индивидуальной работы, флип-чарт, цветные маркеры | |
Главные выводы. Подведение итогов семинара-практикума | 5 | Информационный материал в слайдовой презентации |
Содержание
|
|
1. Знакомство «Узнай меня». Участники объединяются в пары и друг другу рассказывают значимых три вещи о себе (что любите, чем увлекаетесь или какие-то личностные качества и т.д.) из которых две являются правдой, а одна вымыслом. Обсуждение проводится в течение 3 минут. Собеседник рассказывает аудитории три услышанных версии, а задача участников определить, что является правдой, а что вымыслом.
Ведущий подводит итог упражнения, нацеливая участников на то, что очень важным является в профилактики конфликтных ситуаций слушать и слышать собеседника, и отличать важную информацию от вымысла. При необходимости уточнить правильно ли понял услышанную информацию при общении.
2. Принятие правил:
1.Здесь и сейчас - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.
2.Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.
3. Принцип «Я» - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».
4. «Правило личной активности и обратной связи». Секрет успеха не в знании, а в умении применять эти знания на практике. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать и попробовать это самому.
5.«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.
6. Взаимоуважение - доброжелательное отношение к мнению окружающих и умение слышать и слушать.
7. «Мобильные телефоны». Отключить звуковые сигналы.
Упражнение «Сказка о тройке»
Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С.
Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия
Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения
А – человек, который не видит, но слышит и говорит.
В – человек, который не слышит, но может видеть и двигаться.
С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться
Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор.
Вопросы:
1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего
решения?
2.Что помогло осуществить задание?
3. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
4. Какие чувства испытывали?
5. Что изменилось в момент?
6. Почему вы выбрали это решение?
7. Какие использовали средства для коммуникации?
4. Упражнение «Пишем синквейны»
Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.
Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:
строка 1 – определяемое понятие;
строка 2 – два прилагательных к нему;
строка 3 – три глагола к нему;
строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;
строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)
Например: СПОР
1.Форма деятельности.
2.Индивидуальная, групповая.
3. Состязаться, проявлять, действовать.
4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.
5.Стиль жизни.
Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.
|
|
После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.
СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.
ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.
Причины конфликтов Причины конфликтов состоят в расхождении:
· знаний, умений, привычек, личностных черт;
· функций управления;
· эмоциональных, психических и других состояний;
· экономических процессов;
· задач, средств и методов деятельности;
· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;
· взглядов и убеждений;
· понимании, интерпретации информации;
· ожиданий, позиций;
· оценок и самооценок.