Упражнение «Сказка о тройке»

Семинар-практикум

«Конфликты в образовательных учреждениях: пути конструктивного решения»

Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

· ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;

· проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе в ученическом коллективе;

· показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

· показать значимость эмоциональной сферы обучающегося и ее влияние на общение в ходе конфликта;

· помочь обучающимся скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (обучить навыкам умения не допускать конфликтной ситуации в образовательной среде).

Категория участников: специалисты психологической службы для дальнейшей работы в образовательных учреждениях с классными руководителями.

Время: 1 ч 30 мин

Понятия для усвоения: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, объект и субъект конфликта, эскалация конфликта, компромисс.

Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, флип-чарт, бумага белая формата А-3, А-4, маркеры (фломастеры), блокноты (бумага) для индивидуальных записей, ручки, карточки с заданиями, скотч, раздаточный материал для практической работы.

Участникам практикума: электронный вариант содержания практикума «Конфликты в образовательных учреждениях: пути решения»; сборник «Формирование навыков общения и бесконфликтного поведения» (составленный специалистами ЦППиМСП, состоящий из193 страниц).

План практикума

Название упражнения, содержание работы Время выполнения (мин.) Ресурсное обеспечение
1 Ознакомление с темой семинара-практикума, целью его проведения, задачами 5 Информация о теме, цели и задачах практикума на слайдах презентации
  Знакомство «Узнай меня» 5 Бумага, ручки для индивидуальной работы
  Принятие правил семинара-практикума 5 Слайд презентации
  Упражнение «Сказка о тройке» 10 Листы бумаги по количеству участников
  Упражнение «Пишем синквейны» 10 Бумага, ручки для индивидуальной работы
  Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (анализ ситуаций) 15 Карточки с типами поведения в конфликтной ситуации, 2 листа бумаги А4, бумага, ручки для групповой работы, флип-чарт, цветные маркеры
  Упражнение Тест «30 пословиц» 15 Бланки для диагностики, дополнительно: бумага для построения индивидуальных графиков, образцы возможных графиков
  Упражнение «Достойный ответ» 10 Карточки с заданием по количеству участников, бумага, ручки для индивидуальной работы
  Коллективная творческая работа Упражнение «Нас с вами объединяет»   10 Лист бумаги А3 (окрашенный в теплые цвета спектра) рисунок солнышко по центру, бумага, ручки для индивидуальной работы, флип-чарт, цветные маркеры
  Главные выводы. Подведение итогов семинара-практикума 5 Информационный материал в слайдовой презентации

Содержание

1. Знакомство «Узнай меня». Участники объединяются в пары и друг другу рассказывают значимых три вещи о себе (что любите, чем увлекаетесь или какие-то личностные качества и т.д.) из которых две являются правдой, а одна вымыслом. Обсуждение проводится в течение 3 минут. Собеседник рассказывает аудитории три услышанных версии, а задача участников определить, что является правдой, а что вымыслом.

Ведущий подводит итог упражнения, нацеливая участников на то, что очень важным является в профилактики конфликтных ситуаций слушать и слышать собеседника, и отличать важную информацию от вымысла. При необходимости уточнить правильно ли понял услышанную информацию при общении.

2. Принятие правил:

1.Здесь и сейчас - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

2.Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

3. Принцип «Я» - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».

4. «Правило личной активности и обратной связи». Секрет успеха не в знании, а в умении применять эти знания на практике. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать и попробовать это самому.

5.«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

6. Взаимоуважение - доброжелательное отношение к мнению окружающих и умение слышать и слушать.

7. «Мобильные телефоны». Отключить звуковые сигналы.

Упражнение «Сказка о тройке»

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

 Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает  себе обозначение А или В или С.

Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия 

Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения

А – человек, который не видит, но слышит и говорит.

В – человек, который не слышит, но может видеть и двигаться.

С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться

Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор.

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

решения?      

2.Что помогло осуществить задание?

3. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

4. Какие чувства испытывали?

5. Что изменилось в момент?

6. Почему вы выбрали это решение?

7. Какие использовали средства для коммуникации?

4. Упражнение «Пишем синквейны»

Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.

Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:

строка 1 – определяемое понятие;

строка 2 – два прилагательных к нему;

строка 3 – три глагола к нему;

строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;

строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)

Например: СПОР

1.Форма деятельности.

2.Индивидуальная, групповая.

3. Состязаться, проявлять, действовать.

4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.

5.Стиль жизни.

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.

СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Причины конфликтов Причины конфликтов состоят в расхождении:

· знаний, умений, привычек, личностных черт;

· функций управления;

· эмоциональных, психических и других состояний;

· экономических процессов;

· задач, средств и методов деятельности;

· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;

· взглядов и убеждений;

· понимании, интерпретации информации;

· ожиданий, позиций;

· оценок и самооценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: