Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
Уважаемые, специалисты, обратите внимание, ответы в большей степени зависят от искренности, открытости при прохождении теста.
Технология разрешения конфликта
С чего оно начинается?
С установления причин конфликта.
Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
|
|
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Первая формула конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешить конфликт - это значит:
* устранить конфликтную ситуацию,
* исчерпать инцидент.
В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента.
Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.
К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Случай из практики.
Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. "Инцидент исчерпан", - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь - жалоба; конфликтная ситуация - несложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент - случайно сказанные неудачные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.
|
|
А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.
Наглядная аналогия. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности.
Ясно, что, оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.
А что же необходимо было сделать?
Пригласить сотрудников. Сесть в круг. Дать двум сторонам возможность выслушать друг друга. Один человек выслушивает позицию другого и наоборот. Выявить причину конфликтной ситуации. И предложить вместе решить, как мы можем выйти из этой ситуации.
Метод «Медиации» В психологии медиация считается одной из восстановительных практик и является альтернативой любому директивному способу разрешения споров. Процедура медиации является эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, их предупреждения и профилактики. А методы, которые лежат в основе медиации это ведения переговоров в русло сотрудничества и равноправного выигрыша двух сторон.
Для урегулирования подобных ситуаций в образовательных учреждениях могут быть созданы «Службы школьной медиации» для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Давайте мы с вами вспомним слова, снижающие эмоциональный накал.
Вербализация собственного состояния выполняет двойную роль — с одной стороны, информирует нашего партнера о наших чувствах и снижает его напряжение, а с другой стороны — помогает регулировать собственное эмоциональное состояние.
Фразы, которые способны погасить конфликт:
• Я понимаю, что вас это расстраивает...
• Давайте подумаем, как решить проблему?
• Давайте перестанем ругаться
• Хорошо, я понимаю Вас
• Давайте посмотрим на это под другим углом
• Помогите мне вас понять / Объясните мне еще раз, что вы имеете в виду
• Я вас услышал/а
• Я понимаю, что вас это расстраивает...
• Да, вы правы...
• Давайте сделаем перерыв, все обдумаем и примем решение