В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:
— собственно контрольную (проверка выполнения решений, соблюдения нормативов, режимов деятельности, правовых норм, дисциплины, выявление ошибок, нарушений, промахов и своевременное их устранение);
— информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);
— диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и в ее окружении в данный момент, основных тенденции его изменения и выявление факторов, которые могут оказать на ее функционирование и развитие то или иное влияние (опасности и резервы); это позволяет своевременно подготовиться и необходимым образом отреагировать на них);
— прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта управления и возможных отклонениях от заданных параметров;
— коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
— ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
— стимулирующую (по итогам контроля осуществляются оценка персонала, поощрение или наказание);
— корректирующую на основе полученных результатов состояние и поведение объекта или его части таким образом, чтобы были обеспечены необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них.