Контроль должен быть:
♦ объективным;
♦ комплексным;
♦ гибким;
♦ своевременным;
♦ экономичным;
♦ простым.
Немецкий специалист по менеджменту Г. Шредер выявил следующие негативные проявления контроля:
- тот факт, что сотрудник находится под наблюдением, вынуждает его наблюдать за собой, но при этом человек начинает задумываться над своими автоматически протекающими действиями и теряет уверенность в себе;
- контроль является признаком разницы в статусе. Он идет вразрез с человеческой потребностью в признании и высокой оценке (тот, кого контролируют, является в большинстве случаев подчиненным);
- контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно контролируют;
- так как контроль узаконен, никто не может от него защититься; возникающее по этой причине раздражение «выливается» где-нибудь в другом месте;
- контроль зачастую субъективно воспринимается как придирки, хотя руководитель об этом не думает;
- контроль может восприниматься как недоверие, в этом случае он препятствует хорошим отношениям между руководителем и подчиненными.
|
|
Г. Шредер также разработал правила, или рекомендации, которых необходимо придерживаться при проведении контроля, для того чтобы уменьшить его возможные негативные проявления:
· сотрудник должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на рабочий процесс;
· сотрудник должен знать, что именно контролируется;
· контролировать следует открыто;
· осуществлять контроль надо за результатом, а не за действиями;
· при организации контроля следует ограничиваться существенными моментами/;
· осуществляя контроль, необходимо придерживаться товарищеского тона при общении;
· при доведении рабочих указаний особое внимание следует уделять изложению признаков контроля;
· надо постоянно иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию;
· контроль должен соответствовать характеру контролируемого процесса; •
· необходимо обосновывать контроль, делать понятной его цель;
· следует делегировать ответственность.