Методологические основы психологии

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки:

1) Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука.

2) Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

3)частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования.

Психологическая наука имеет свою методологию.

В общей методологии основные положения сводятся к следующему:

• окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);

 материя первична, а сознание вторично;

• материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания;

• движение и взаимодействие материи определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;

• психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;

• сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;

• сознание — высший этап развития психики;

• психика, сознание социально обусловлены;

• окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

• принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;

• принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности);. принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития;. принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека. Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: