Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых.
В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания.
|
|
Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности. В психологии есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив это побудитель.
Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности.
По происхождению потребности бывают:
- естественные;
- культурные.
По предмету потребности подразделяются на:
- материальные;
- духовные;
- социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде).
К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные.
Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
|
|
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы
поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.
Неосознаваемые мотивы. По мнению А. Н. Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е когда он не отдает себе отчета в том. что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении в форме переживания, желания, хотения.
Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА.
Познавательные процессы – это система психич. функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.
Познавательная сфера личности, это:
- ощущения
- восприятие
- воображение
- внимание
- память
- мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям)
- речь
Ощущение – простейший психический процесс, сосотоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.