Понятие восприятия. Свойства восприятия

Восприятие - это психический познават. процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств.

Восприятие — всегда совокупность ощущений, а ощущение — составная часть восприятия.

Свойства восприятия:

1.Предметность восприятия реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).

2.Осмысленность восприятия, его связь с мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).

3.Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

4.Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.

5.Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.

6.Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.

 

  18.ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ.

Важнейшими видами восприятия являются:

- восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними);

- восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено);

- восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции);

- восприятие речи;

- восприятие сложных звуков;

- восприятие человека человеком и др.

 

 19.ПОНЯТИЕ ВНИМАНИЯ. ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Основные функции внимания:

- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Свойства внимания:

-объем

-переключение

-распределение

-концентрация

-устойчивость

-избирательность.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти).

Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания.

Когда человек сосредотачивает внимание в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости.

Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ:

-Непроизвольное внимание - не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.

-Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.

-После произвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Классификация по форме деятельности:

-сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств;

- Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов;

- двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений).

КЛАССИФИКАЦИЯ по ведущему анализатору:

- зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное.

Классификация по направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

Развитие внимания может идти естественным путем и целенаправленно. Естественное развитие внимания идет постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта, и является сравнительно медленно протекающим процессом. Целенаправленное развитие внимания, напротив, представляет собой ускоренный процесс и связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: