Цели:
— продолжать закрепление знаний о воробье;
— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;
— активизировать внимание и память.
Ход наблюдения
Воробушек горько плачет,
Серый, маленький, как мячик.
Плачет жалобно. И тихо: —
Где ты, мама воробьиха?
Я не ел полдня,
Кто покормит меня?
Чик-чирик, чик-чивяк, —
Мне бы хоть один червяк...
Воробьиха прилетела,
Рядом с ним на ветку села:
— Тише, птенчик, дурачок,
Принесла я червячок...
Воробушек чик-чирик,
Бросил плакать в тот же миг.
Клювом-носом покрутил,
В миг обед свой проглотил:
— Ой, как вкусно, только мало!
Принеси еще мне, мама...
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)
♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)
♦ А головка какого цвета? (Серая.)
♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)
♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)
♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)
♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)
♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.)
Трудовая деятельность
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.
Цели:
— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
— воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
«Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Прогулка 2
Наблюдение за голубями
Цели:
— продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
— уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
♦ Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
♦ Где они живут?
♦ Что они любят клевать?
♦ Кто их кормит?
♦ Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.
♦ Какие перья в крыльях согревают голубя?
♦ Почему голубей называют сизарями?
♦ Почему голубь парит?
Исследовательская деятельность
Сравнить голубя и дятла.
Трудовая деятельность
Развешивание кормушек на территории детского сада.
Цели: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра
«Летают, прыгают, плавают».
Цели:
— упражнять детей в беге;
— закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю».
Цели:
— учить бросать мяч в цель;
— развивать меткость, внимание.
Прогулка 3
Наблюдение за тополем
Цель: формировать представление об осеннем тополе.
Ход наблюдения
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух —
Над улицей несутся сотни белых мух.
С. Васильева
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.)
♦ Какое это дерево? (Городское.)
♦ Какие еще растут деревья в городе?
♦ А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)
♦ Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)
♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)
♦ Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
♦ Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Трудовая деятельность
Сгребание листьев в кучи и их уборка.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Огородники», «Горелки».
Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Прыжки на одной ноге.
Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.
Прогулка 4