Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Ход наблюдения
По утру вчера дождь
В стекло окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
...В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка,
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
И. Никитин
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».
Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле, присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетают в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
|
|
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)
♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее. Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность
Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах Iснега.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги!»
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
— упражнять в умении действовать по сигналу;
— закреплять умение метать предметы в цель.
Прогулка 5
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);
— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения
Не жаркие, не летние,
Встают из-за реки
Осенние, последние,
Теплые деньки.
А. Исаковской
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.
|
|
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)
♦ Почему?
Попробуйте отгадать загадку.
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.
Подвижные игры
«Ловишка», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость ивыносливость.
Индивидуальная работа Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.
Прогулка 6
Наблюдение за водой
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие свойства воды вам знакомы?
♦ Есть ли форма у воды?
♦ Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
♦ Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая. У нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода— прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.
Исследовательская деятельность:
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели:
— закреплять навыки работы с лопатами, носилками;
— учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.
Подвижные игры
«Пас», «Холодно — горячо».
Цели:
— упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
—добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Прогулка 7
Наблюдение за пешеходом
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора — Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение: Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
♦ Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.
♦ Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.