Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели:

— на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

— воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить во­робья и синичку.

♦ Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по­одиночке.)

♦ Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкийэта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

♦ Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробеймаленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не бо-

ь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, пвдбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синицавсем интересуется, всю­ду] сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по: веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицыосторожные и пугли­вые.)

♦ Чем питаются эти птицы? (Воробьиптицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.)

♦ Синица — птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)

♦ Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить

гнездо.)

♦ Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове­ку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры

«Птицы и кукушка».

Цели:

— развивать ловкость, быстроту;

— выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижени­ем вперед.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Прогулка 7

Наблюдение за трудом дворника

Цели:

— продолжать наблюдения за работой дворника;

— способствовать обогащению словаря;

— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?

♦ Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе? Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол. Цели:

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие. Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки». Цели:

— упражнять в беге;

— закреплять умение соблюдать правила игры. Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах. Цели:

— упражнять в ходьбе по лыжне;

— развивать ловкость, выносливость.

Прогулка 8

Наблюдение за оврагом

Цели:

— закреплять знания о ландшафте;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся сне­гом, стал не очень крутой.)

♦ Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно мерить снегометром.)

♦ Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают с^ег, снося его вниз в овраг.)

♦ Где весной будет почва суше — вверху или на дне овра­га? (Больше снегабольше воды; вверху песок быстро про­пускает воду, а внизунет, потому что там глина.)

♦ Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрыва­ет от мороза и ветра.)

Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблю­дая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: