К78 Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 с. (Детский сад с любовью).
ISBN 978-5-89144-999-2
Методическое пособие содержит полное описание прогулок для детей младшей и средней групп и является методическим обеспечением работы по экологическому образованию. Пособие предназначено для педагогов, работающих в разных типах дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов дошкольных факультетов.
В создании пособия принимали участие специалисты по дошкольному образованию Шадринского государственного института, дошкольного образовательного учреждения «Рябинка» г. Ня-гань, ХМАО З.Б. Ахметшина, И.И. Гурец, М.С. Ляскина, Л.Ю. Расска-зова, З.В. Трушникова и др.
УДК 373
ББК 74.100.5
ISBN 978-5-89144-999-2 © ООО «ТЦ Сфера», 2008
Введение
Дошкольное образование как первое звено образовательной системы в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество стали приоритетами воспитания и обучения на разных ступенях развития личности.
|
|
Сложность в реализации системы экологического образования заключается в том, что разработанные ныне программы по экологическому воспитанию и обучению дошкольников для московской и центральных областей России не могут быть полностью использованы в районах Севера. Из-за специфики погодно-климатических условий невозможно использовать разработанные ныне технологии экологического образования. Так, основная масса детей в мае уезжает на летние каникулы, поэтому труд на огородах по возделыванию грядок и посадке овощей не проводится. Возвращаются же дети в ДОУ в сентябре, и вновь рекомендации разных авторов по сбору урожая дошкольниками остаются невыполненными. Кроме того, наблюдения детей в октябре за расцвеченными деревьями и листопадом часто не совпадают по временным отрезкам, так как в ХМАО в этот период часты снежные покровы.
Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что для Северного региона необходимы программно-методическое обеспечение и технико-технологический сервис для профессиональной деятельности педагогов по экологическому образованию.
Решение эколого-валеологических задач — процесс комплексный, его реализация возможна при использовании процессуально-содержательно-деятельностного подхода, основанного на гуманистических принципах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
|
|
Пособие предусматривает не только получение знаний детьми младшей и средней группы ДОУ, но и формирование у них ценностных ориентации на природу через занимательную деятельность. Например, представления о свойствах снега и льда углубляются в процессах создания различных сооружений.
Представленные в пособии «Прогулочные карты» — одна из первых попыток создания методического обеспечения развивающей экологической среды с учетом возраста детей и особенностей региона. За основу познания окружающей природы малышами взяты наблюдения, хотя структура прогулки сохранена полностью.
Несмотря на блочную (поквартальную) систему прогулок, автономность каждой прогулки (карты) позволяет использовать ее в соответствии с погодными (сезонными) условиями каждого дня других регионов России.
МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Прогулка 1
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения
Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.
Трудовая деятельность
Поливание песка для игры. Цели:
— приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым;
— закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль».
Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Береги предмет».
Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Индивидуальная работа*
Развитие движений.
Выносной материал
Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки.
Прогулка 2
Наблюдение за автобусом
Цели:
— учить различать транспорт по внешнему виду;
— называть основные части автомобиля;
— закреплять навыки поведения в автобусе.
Ход наблюдения
На улице нашей Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы, Машины выходят С утра на работу.
Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.
Трудовая деятельность
Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничками.
Подвижные игры
«Автомобили», «Воробушки и автомобиль».
* Каждая прогулка содержит индивидуальную работу с детьми, связанную с развитием двигательной активности.
Цели:
— приучать соблюдать правила дорожного движения;
— закреплять знания об автобусах.
Выносной материал
Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Прогулка 3