Кравченко И.В., Долгова Т.Л

К78       Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Ме­тодическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаре­вой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 с. (Детский сад с любовью).

ISBN 978-5-89144-999-2

Методическое пособие содержит полное описание прогулок для детей младшей и средней групп и является методическим обеспе­чением работы по экологическому образованию. Пособие предназ­начено для педагогов, работающих в разных типах дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов до­школьных факультетов.

В создании пособия принимали участие специалисты по до­школьному образованию Шадринского государственного инсти­тута, дошкольного образовательного учреждения «Рябинка» г. Ня-гань, ХМАО З.Б. Ахметшина, И.И. Гурец, М.С. Ляскина, Л.Ю. Расска-зова, З.В. Трушникова и др.

 

 

УДК 373

ББК 74.100.5

 

ISBN 978-5-89144-999-2                                                                                              © ООО «ТЦ Сфера», 2008

Введение

Дошкольное образование как первое звено образовательной сис­темы в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Призна­ется право на различные образовательные концепции, подходы и мо­дели. Безопасный мир, экология и сотрудничество стали приоритета­ми воспитания и обучения на разных ступенях развития личности.

Сложность в реализации системы экологического образования заключается в том, что разработанные ныне программы по экологи­ческому воспитанию и обучению дошкольников для московской и центральных областей России не могут быть полностью использо­ваны в районах Севера. Из-за специфики погодно-климатических условий невозможно использовать разработанные ныне технологии экологического образования. Так, основная масса детей в мае уезжа­ет на летние каникулы, поэтому труд на огородах по возделыванию грядок и посадке овощей не проводится. Возвращаются же дети в ДОУ в сентябре, и вновь рекомендации разных авторов по сбору урожая дошкольниками остаются невыполненными. Кроме того, на­блюдения детей в октябре за расцвеченными деревьями и листопа­дом часто не совпадают по временным отрезкам, так как в ХМАО в этот период часты снежные покровы.

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что для Се­верного региона необходимы программно-методическое обеспече­ние и технико-технологический сервис для профессиональной дея­тельности педагогов по экологическому образованию.

Решение эколого-валеологических задач — процесс комплекс­ный, его реализация возможна при использовании процессуально-содержательно-деятельностного подхода, основанного на гуманисти­ческих принципах с учетом возрастных и индивидуальных особен­ностей детей дошкольного возраста.

Пособие предусматривает не только получение знаний детьми младшей и средней группы ДОУ, но и формирование у них ценност­ных ориентации на природу через занимательную деятельность. На­пример, представления о свойствах снега и льда углубляются в про­цессах создания различных сооружений.

Представленные в пособии «Прогулочные карты» — одна из пер­вых попыток создания методического обеспечения развивающей эко­логической среды с учетом возраста детей и особенностей региона. За основу познания окружающей природы малышами взяты на­блюдения, хотя структура прогулки сохранена полностью.

Несмотря на блочную (поквартальную) систему прогулок, авто­номность каждой прогулки (карты) позволяет использовать ее в соответствии с погодными (сезонными) условиями каждого дня других регионов России.

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

Прогулка 1

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачивают­ся), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.

Трудовая деятельность

Поливание песка для игры. Цели:

— приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым;

— закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пи­рожки для кукол.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспита­теля, находить свое место.

«Береги предмет».

Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в про­странстве, развивать ловкость.

Индивидуальная работа*

Развитие движений.

Выносной материал

Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с пес­ком, кукла, машинки.

Прогулка 2

Наблюдение за автобусом

Цели:

— учить различать транспорт по внешнему виду;

— называть основные части автомобиля;

— закреплять навыки поведения в автобусе.

Ход наблюдения

На улице нашей Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы, Машины выходят С утра на работу.

Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожида­ют автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по са­лону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.

Трудовая деятельность

Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно пользоваться веничками.

Подвижные игры

«Автомобили», «Воробушки и автомобиль».

* Каждая прогулка содержит индивидуальную работу с детьми, связанную с развитием двигательной активности.

Цели:

— приучать соблюдать правила дорожного движения;

— закреплять знания об автобусах.

Выносной материал

Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Прогулка 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: