Понятие и характеристика брачного поведения

Брачное поведение - это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера. Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который и становится мужем или женой или тем, с кем живут вместе.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны.

Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы.Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером. В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак - повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по ____________________________________________________________________

[1]Довжик Л.М., Арчакова Т.О. Социализация выпускников детских домов // http://psypress.ru/articles/25184.shtml. - Дата обращения: 25.10.2014.

этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

 К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость – соседство. Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками -- социальными, психологическими, физическими. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия. Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом.

Термин же гомогамия является чисто социологическим, означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:

- возраст,

- этническая принадлежность,

- социальный статус,

- образование,

- уровень интеллекта,

- внешность,

- совместимость внутренних часов.

При этом наибольшей является роль этнической принадлежности:

___________________________________________________________________

[1]Беганцова И. С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 69-71.

[1]Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.Досуговая деятельность как проявление социальной активности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. -№3. –С.14-20.

О роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии, действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.

Возраст и его роль подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

Роль образования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше.

Коэффициент брачной ассоциации по образованию показывает, во сколько раз та или иная комбинация уровней образования мужей и жен имеет большую или меньшую вероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невесты имеют равные шансы вступить в брак друг с другом.

Правило гомогамии действует и в отношении некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют интеллект, физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения.

Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость-соседство. Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.Однако по мере экономического развития человечества стали возникать предпосылки для фиксации брачных отношений в форме моногамного или гаремного брака. При этом либо законодательно, либо силой традиций запрещались свободные перемещения партнёров после образования союза и внебрачные половые связи. В этих условиях, если потенциальным супругам предоставлялась какая-то свобода выбора, то будущая жена ставилась в очень сложное, и во многом - противоречивое положение.

_________________________________________________________________________________________

Процесс конъюгализации – сведение единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей. (http://www.znaj.ru/html/13944_2.html)

Биологические роли самцов и самок существенно различны. Отмечается меньшая жизнеспособность самцов в частности из-за более рискованного поведения. Очевидно, различия в поведении этим не исчерпываются, и определённо должны соответствовать биологическим ролям.

Поскольку персональная ценность каждой самки гораздо выше чем самца, ибо самцов рождается гораздо больше, чем нужно для оплодотворения всех самок, в поведении самок должна доминировать забота о себе, осторожность, избегание риска, а если и самопожертвование, то только в пользу своих детей, потому что это, по сути, конечная цель заботы о себе.

Очень давно учеными изучается такое понятие как «брачное поведение».Если свобода - это возможность делать, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы животное достигает, заняв вершину пирамиды, а человек - достигнув власти и богатства. Если свобода - это неучастие в иерархических стычках, то и у людей такая программа есть, но хотят жить согласно ей немногие. Ведь она предполагает, что я не только никому не подчиняюсь, но и никого не подчиняю себе. Лишнего имущества, семьи и детей такому лучше не иметь: во-первых, это все нужно защищать, а во-вторых, они ограничивают свободу. Убежденные и принявшие по собственной воле такую свободу мужчины и очень редкие женщины, как правило, остаются одинокими на всю жизнь.

Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом семейных ценностей, или трансформацией института семьи, но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям и обостряется противоречие между семейными и внесемейными ценностями.

Современные исследования показывают, что на сегодняшний момент - семья и наличие детей не являются социально значимым приоритетом в системе ценностей современной молодежи. Он не исчез вообще, но значительно утратил свою позицию. Молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

______________________________________________________________

Голод С.И. Семья и брак: историко-социальный анализ. СПб.,2013. С. 61-89.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), —С. 7.

В системе семейных ценностей любовь по-прежнему занимает первое место, так же молодежь в семье ценит поддержку, заботу и взаимопонимание. А вот материальная обеспеченность и стабильность стоит на первых позициях в системе семейных ценностей молодежи.

 

Современные люди считают, что супруги должны быть равноправными членами семьи, вместе принимать основные решения и обеспечивать семью, а так же вместе организовывать и проводить свой досуг, правда есть и те, кто считает, что необходимо отдыхать друг от друга, причем это преимущественно девушки.

 

Таким образом, можно заключить, что  большинство людей видят идеальную семью следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг. Это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.

 

 

__________________________________________________________________

Молодая семья: настоящее и будущее России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 13 июня 2017 г. / Под общ.ред. С.В. Мантурова. – Улан-Удэ: НоваПринт, 2017. – С. 8.

Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). – СПб.: Наука, 2013,с. 67.

Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / Тугариновские чтения. Серия "Мыслители", выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2015. - 87 с.

Григорьева Н.С. Проект: «Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи». Программа развития ООН http://www.undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&cmd=news&id=523


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: