Рабочая площадка (берма) — площадка, на которой размещают буровые станки, экскаваторы, транспортные средства и другое горнотранспортное оборудование.
Ширина рабочей площадки устанавливается с учетом физико-механических свойств пород и параметров экскаваторов и определяется по формуле:
(29)
где,
Вр- ширина развала взорванной горной массы
Т- ширина дороги
d- ширина полосы под ЛЭП (5-10м)
А- ширина заходки по массиву

Ширину заходки по массиву А, м., определяется по формуле;
(30)
Где;
W – линия сопротивления по подошве,
b – расстояние между скважинами
n – число рядов.

Ширину развала пород после взрыва Вр ,м. определяется по формуле;
(31)
Где;
- коэффициент дальности отброса породы зависящий от интервала замедления (0,9),
- коэффициент характеризующий взрываемость пород (2,5 – 3)
- эталонный удельный расход ВВ, кг/м3.

Рис 1 схема по определению ширины рабочей площадки

Расчет длины блока и фронта горных работ
Протяженность фронта горных работ зависит от; производственной мощности карьера и его параметров, качественной характеристики месторождения, физики-механических свойств пород, погрузочного и транспортного оборудования.
Длина блока влияет на интенсивность отработки уступа и производительность экскаватора.
Длина фронта горных работ зависит от длины карьерного поля и определяется по формуле;
(32)
Где;
Lкп- длина карьерного поля;
– число рабочих уступов;
– угол законсервированного борта карьера (250)

Минимальную длину блока Lбл, м, определяется исходя необходимостью обеспечения экскаватора достаточным объемом взорванной горной массы и определяется по формуле;
(33)
Где;
– суточная производительность экскаватора,
– запасы взорванной горной массы (14 – 20 сут.)
– ширина заходки по массиву,

Действительную длину блока
, м., определяется по формуле

Буровые работы
Руда и вмещающие вскрышные породы Баженовского месторождения имеют коэффициент крепости от 8 до 17. Средневзвешенный коэффициент крепости составляет 12,92.
Такие породы и руды требуют предварительного рыхления.
Таблица №8 Характеристика физико-механических свойств пород Баженовского месторождения.
| Наименование горной породы | Плотность т/м3 | Коэффициент крепости | Коэффициент трещиноватости | Коэффициент разрыхлённости пород | Коэффициент наполнения | Предел прочности МПА на: | ||
| сдвиг | растяжение | сжатие | ||||||
| Габбро | 3,02 | 15,2 | 1,05 | 1,6 | 0,65 | 75,0 | 23,3 | 144,7 |
| Диориты | 2,83 | 17,3 | 1,05 | 1,6 | 0,65 | 80,0 | 21,6 | 135,0 |
| Перидотиты | 2,82 | 13,7 | 1,05 | 1,5 | 0,7 | 70,0 | 20,0 | 138,8 |
| Кварц-карбонатные породы | 2,67 | 8,8 | 1,15 | 1,4 | 0,75 | 38,0 | 13,4 | 94,5 |
| Серпентиниты | 2,68 | 9,6 | 1,1 | 1,4 | 0,7 | 52,0 | 18,5 | 103,6 |
| Среднее значение | 2,804 | 12,92 | 1,08 | 1,5 | 0,69 | 63,0 | 19,4 | 123,3 |
Буровые работы
В проекте принят буровзрывной способ подготовки пород и руд к выемке. При данном способе рыхления горной массы на уступе бурятся наклонные и вертикальные скважины станками шарошечного бурения. Проектом принят буровой станок 2СБШ – 200 – 32, с диаметром долота 215 мм.
Применение этих станков обусловлено тем. Что они обладают высокой производительностью, высоким уровнем автоматизации и механизации процессов бурения. Кроме того к преимкществам данного типа станков относят бурение скважин в породах любой крепости, с любыми физико-механическими свойствами.
Таблица №9 «техническая характеристика бурового станка 2СБШ-200-32».
| Диаметр долота, мм | 125,9,215, 244,5 |
| Глубина буримых скважин, м | 32 |
| Направление бурения к вертикали | 0; 15; 30 |
| Длина штанги/ ход непрерывной подачи | 8/8 |
| Осевое усилие, кН, не более | 250 |
| Скорость подачи/ подъема бурового снаряда, м/с | 0,025/0,48 |
| Частота вращения долота | 0,25-5,2 |
| Крутящий момент на вращателе, кН*м | 6,65-2,12 |
| Подача компрессора, м3/с | 0,417 |
| Мощность электродвигателей, кВт: | 384 |
| установленная | 350 |
| вращателя | 60 |
| Компрессора | 200 |
| Хода | 32 |
| Ходовое оборудование | Э-1252 |
| Скорость передвижения, км/ч | 0,6 |
| Давление на грунт, мПа | 0,1 |
| Габариты, мм | 9180×4600×13840 |
| Масса станка, т. | 80 |
Определяем прочностные характеристики пород
Коэффициент крепости определяем по формуле;
(34)
Где
– прочность на сжатии, дан по порядковому номеру (130)

Прочность на сдвиге определяем по формуле;
(35)
Где;
k – от 6 до 13

Рассчитываем показатель буримости по формуле;
(36)
Где;
– плотность породы, т/м3, дан по порядковому номеру (2,6)

Рассчитываем величину осевого усилия по формуле;
А) Рациональную, кН
(37)
Где;
– диаметр долота, мм.
К – коэффициент, учитывающий диаметр долота (6÷8)

Б) Максимально допустимую по прочности долота
(38)

Рассчитываем механическую скорость бурения, м/с
(39)
Где;
- расчетное значение осевого усилия
– расчетная скорость вращения долота

Определяем расход воздуха для очистки скважины
А)
(40)
/с
Где;
– полная скорость восходящего потока в затрудном пространстве, м/с
– диаметр скважины
– диаметр буровой турбины (180)


Где;
- коэффициент разбуривания (1,05÷1,08.)
(41)

Где;
– критическая скорость восходящего потока обеспечивающая невесомость расчетной частицы буровой мелочи, м/с
(42)
Где;
– max диаметр частиц буровой мелочи шлама, м (принять равным 0,005 – 0,01),
– плотность частиц буровой мелочи (2700 кг/м3)
– плотность воздуха в нормальных условиях (1,3 кг/м3)

Требуемый расход воздуха определяется по формуле;
м3/с (43)
Где;
- коэффициент, учитывающий потери воздуха в обуреваемом массиве. дан по порядковому номеру; (2)
Рассчитываем обеспеченность станка воздухом для очистки скважины;
(44)
Где;
- производительность штатного компресора 6ВКМ-25В (
=25м3/мин).

Рассчитываем производительность бурового станка
А) сменную
(45)
Где;
– продолжительность вспомогательных операций бурения в расчете на м скважины (при f=8÷16,
)
– продолжительность смены (12 часов)
– коэффициент использования времени смены (0,8-0,9)
– Коэффициент учитывающий обеспеченность станка воздухом, при
≥1,
.
и
– коэффициенты учитывающие угол наклона скважини и трещиноватость пород (
при 900=1), (
=1,05÷1,15).
– коэффициент учитывающий глубину скважины (0,75)

Б) Суточная
(46)
Где;
– количество смен

В) Годовая
(47)
Где;
– количество рабочих смен в году (500)
– коэффициент учитывающий срок службы станка (при сроке службы 5 лет
=0,85

Рисунок 1 – Зависимость оптимальной скорости вращения бурового става станков СБШ от Пб и dд.

Определяем парк буровых станков
А) Списочный парк, шт.
(48)
Где;
– годовой объем горной массы
– выход горной массы с 1 м скважины м3/м (50)

Б) Рабочий парк
(49)

Где;
– коэффициент резерва буровых станков
(50)

Где;
- календарное количество рабочих смен карьер
(51)
Где;
- Календарное число дней в году (365)
- Количество выходных и праздничных дней в году(12)

Взрывные работы
После обуривания блока производится его зарядка и взрывание. В качестве ВВ для заряжения скважин используется - Граммонит 79/21.
Граммонит 79/21 предназначен для производства взрывных работ при ручном и механизированном заряжании сухих и мокрых шпуров, сухих и осушенных скважин и камер в температурном диапазоне от -50 до +50 °С.
Таблица №10 основные характеристики ГРАММОНИТа 79/21
| Теплота взрыва, кДж/кг, (ккал/кг) | 4300 (1025) |
| Бризантность, мм, не менее | 22-28 |
| Температура взрыва, 0С | 2960 |
| Скорость детонации, км/с, не менее | 3,2-3,6 |
| Критический диаметр детонации открытого заряда, мм | 40-60 |
| Объем газов, л/кг | 895 |
| Работоспособность, см3 | 360 |
| Тротиловый эквивалент | 1,02 |
| Кислородный баланс, % | +0,02 |
| Плотность заряжения, г/см2 | 0,85-1,15 |
| Водоустойчивость | не водоустойчив |
| По условиям применения | II класс |
| По степени опасности | 1 класс |
| По степени опасности | 1,1 подкласс |
| Группа совместимости | Д |
| Серийный номер | ООН 0082 |
Взрывание короткозамедленное детонирующим шнуром. Для создания интервала замедления используются пиротехническое реле с интералом замедления 35 мс марки РП – 8. В качестве промежуточного детонатора используются шашка-детонатор ТСЛ-1000, масса шашки 1000 гармм, ВВ – тротил, детонирующий шнур марки ДШН-10.
Вес скважинного заряда для первого ряда
, кг, определяется по формуле;
(52)
Где;
– удельный расход ВВ
– линия сопротивления по подошве (за расчетную принимаем
)
– расстояние между скважинами в ряду

(53)
Где;
– работоспособность ВВ

(54)
Где;
– коэффициент сближения скважин (0,9).

Все скважины зарядов для второго и третьего ряда Q2-3р.скв., кг определяется по формуле;
(55)

Где;
– расстояние между рядами скважины
(56)

Длину скважинного заряда для первого ряда
, м, определяется по формуле;
(57)

Где;
– вместимость одного погонного метра скважины
(58)
Где;
- плотность заряжения (1,3)

Для скважин зарядов для второго и третьего ряда
, м, определяется по формуле;
(59)

Длину забойки для первого ряда скважины
, м, определяется по формуле;
(60)

Где;
- длина вертикальной скважины
(61)

Где;
– длина перебура
(62)

Длина забойки для второго и третьего ряда скважины
, м, определяется по формуле4
(63)

Дробление негабарита
Негабаритом считаются куски породы и руды не соответствующие условиям погрузки и транспортировки, и техническим условиям. По техническим условиям максимальный размер куска руды на обогатительной фабрике – 1,2 метра. Максимальный размер куска по условиям погрузки не должен превышать следующего выражения.
Дробление негабарита в карьере производится пневмобутобоем Б-2М на базе экскаватора Э-153. Пневмобутобой выполнен как навесное оборудование к экскаватору и устанавливается вместо ковша экскаватора. Размеры негабарита влияют как на время, так и на качество дробления. Длительность разрушения куска негабарита не превышает 1-2 минуты. Сменная производительность пневмобутобоя 180 м3.
Таблица №11 Техническая характеристика пневмобутобоя Б–2М:
| Показатели | Б-2М |
| Энергия единичного удара, кДж | 1100 |
| Частота ударов, мин | 600 |
| Ударная мощность, кВт | 11.0 |
| Расход воздуха, куб. м/мин | 15.0 |
| Масса пневмобутобоя, кг | 300 |
| Тип экскаватора | Э-153 |
Годовой объём по вторичному дроблению Vгод втор, м3, определяется по формуле:
(64)
Где;
– Выход негабарита в % (2,5)

Количество установок по дроблению негабарита в карьере Nсут, шт, определяется по формуле:
(65)
Где;
– число рабочих смен бутобоя (1-2)
– число рабочих дней в году

Экскавация
Одноковшовые экскаваторы применяют в разнообразных горнотехнических условиях при любой крепости пород. Мягкие и плотные породы разрабатываются одноковшовыми экскаваторами без применения взрывных работ. Выемка скальных пород осуществляется с обязательным рыхлением и взрывом. При проектировании выемочно-погрузочных работ в крупно-трещиноватых, трудно взрываемых скальных массивах, предпочтение следует отдавать экскаваторам с большим напорным усилием и ёмкостью ковша. Отношение ёмкости транспортного сосуда (думпкара, автосамосвала, загрузочного бункера) к ёмкости экскаватора должно быть не менее 3.
Работа карьерных мехлопат при транспортной системе разработки производятся с погрузкой в средства транспорта, расположенных на горизонте установки экскаватора. Работа с верхней погрузкой может быть принята только при нарезке новых горизонтов или проведении траншей.
Согласно правилам безопасности высота забоя экскаватора не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора: 
В скальных породах забоем экскаватора является развал, высотой которого и определяются безопасные условия работы экскаватора: 
Часовая производительность экскаватора Qчас, м3/час, определяется по формуле:
, (66)
где Ек – ёмкость ковша экскаватора, м3;
Кн – коэффициент наполнения ковша (0,7);
Ки – коэффициент использования (0,8);
Кр – коэффициент разрыхления (1,5).
Продолжительность цикла Тц, с, определяется по справочнику Трубецкой:
, (67)
Сменная производительность экскаватора Qсм, м3/см, определяется по формуле:
, (68)
где t – число часов в смену.
Суточная производительность экскаватора Qсут, м3/сут, определяется по формуле:
, (69)
где n – число смен.
Годовая производительность экскаватора Qгод, м3/год, определяется по формуле:
, (70)
где Nр – число рабочих дней в году.
Количество экскаваторов в карьере Nэкс, шт, определяется по формуле:
(71)
Таблица №12 «Техническая характеристика экскаватора ЭКГ-8И».
| Вместимость ковша, м. | 8 |
| Угол наклона стрелы, град. | 47º |
| Рабочие размеры: длина стрелы, м, длина рукояти, м. | 13,35 11,425 |
| Максимальный радиус черпанья на уровне стояния, м. | 12 |
| Максимальный радиус черпанья, м. | 18,34 |
| Максимальный радиус разгрузки, м. | 16,3 |
| Максимальная высота черпанья, м. | 13,16 |
| Максимальная высота разгрузки, м. | 9,2 |
| Уклон, преодолеваемый при передвижении, град. | 12 |
| Среднее удельное давление на грунт, мПа | 0,18 |
| Максимальное усилие на блоке ковша, кН. | 0,26 |
| Масса экскаватора с противовесом, т. | 373 т |
| Скорость подъема ковша, м/с | 0,94 |
| Максимальное усилие напора, кН. | 363 |
| Радиус вращения кузова, м. | 7,78 |
| Длина гусеничного хода, м. | 7,95-8,23 |
| Ширина гусеничного хода, м. | 6,98 |
| Ширина гусеничной цепи, м. | 1,4 |
Карьерный транспорт
Карьерный транспорт предназначен для перемещения горной массы от забоев до пунктов разгрузки. Он является связующим звеном в общем технологическом процессе. От четкой работы карьерного транспорта зависит эффективность разработки месторождения.
Трудоемкость процессов транспортирования весьма высока. Затраты на транспортирование и связанные с ним вспомогательные работы составляют 45-50% общих затрат на добычу полезного ископаемого.
Автомобильный транспорт принимают на карьерах малой и средней производственной мощности. Достоинства автотранспорта: гибкость, маневренность и взаимная независимость работы автосамосвалов, что упрощает схемы движения; подъем и уклон меньше по сравнению с железнодорожным транспортом, объемы капитальных траншей и горно-строительных работ меньше (на 40-50%), а следовательно меньшие затраты (на 20-25%) на строительство карьеров. Отсутствие рельсовых путей и контактной сети упрощают организацию работ, производительность экскаваторов возрастает на 20-25% по сравнению с их производительностью при железнодорожном транспорте. Увеличивается возможный темп углубления горных работ и скорость продвижения забоев.
Автотранспорт позволяет отрабатывать залежи сложной конфигурации с минимальными потерями полезного ископаемого.
На основании выше изложенного принят автосамосвал марки БелАЗ-7555А.
Таблица№13. Техническая характеристика автосамосвала марки БЕЛАЗ-7555А.
| Показатели | БЕЛАЗ-7555А |
| Грузоподъёмность, т | 55 |
| Масса снаряжённого автомобиля, т | 95,5 |
| Максимальная скорость, км/ч | 55 |
| Тип трансмиссии | Электромеханическая |
| Колесная формула | 4х2 |
| Габариты, мм | 8890х5240х4700 |
| База, мм | 4000 |
| Наименьший радиус поворота, м | 9 |
| Геометрический объём кузова, м3 | 25 |
| Двигатель | ЯМЗ-845.10 |
| Номинальная мощность, кВт | 537(730) |
| Мощность генератора, кВт | 630 |
| Мощность тягового двигателя, кВт | 360 |
| Размер шин | 25.00 – 42.00 |
1.10.1 Расчеты по определению скорости движения автотранспорта
Техническая скорость автомобиля определяется на основании динамической характеристики автомобиля по методу установившихся скоростей, основывается на предположении что скорость движения автомобиля в пределах каждого профиля трасы постоянно.
Выделяют 3 элемента профиля трасы автомобиля: движение под уклон, движение в подъем и движение на горизонтальном участке.
Динамические факторы при движении автомобиля в подъем Дпод, Н/кН, определяется по формуле:
Дпод=ω+ί=80+40 = 120 (72)
где,
ω – удельное сопротивление движения авто;
ί – уклон.
Динамические факторы при движении автомобиля на горизонтальном участке Дгор, Н/кН, определяется по формуле:
Дгор = ω + ί
Скорость движения под уклон ограничивается по правилам техники безопасности и составляет 40 км/ч.
Скорость движения в подъем составляет 12 км/ч.
Скорость движения на горизонтальном участке составляет 34 км/ч.
Средне техническая скорость движения груженого автомобиля
, км/ч, определяется по формуле:
=
(73)
где,
- скорость движения авто в подъем, км/ч;
- длина подъема, км;
- скорость движения авто на горизонтальном участке, км/ч;
- длина горизонтального участка, км;
- длина откатки
=
= 23 км/час
Длина подъема
км, определяется по формуле:
=
(74)
где,
– глубина карьера 1-ой очереди, м;
- высота отвала 1-го яруса, м;
- уклон.
= 
Средне техническая скорость движения порожнего автомобиля
, км/ч, определяется по формуле:
=
0,75=55
0,75=40 (75)
где,
- максимально допустимая скорость автомобиля, км/ч.