Характеристика потребностей и экономических благ

 

Исходным пунктом функционирования любой экономической системы является удовлетворение общественных потребностей.

Потребность — состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Потребности неограничены в своем количестве и имеют различную степень интенсивности (например, потребность в пище человек может испытывать в большей или меньшей степени). Снятие напряженности, потребности осуществляется путем потребления. А чтобы потреблять, надо производить. Связь производства и потребностей такова: производство формирует потребности, а потребности ориентируют производство на создание средств для удовлетворения этих потребностей.

Потребности делятся на две основные группы: производственные и непроизводственные. Удовлетворение первых происходит в процессе производства в результате потребления средств производства и рабочей силы как факторов производства. Количественное и качественное выражение производственных потребностей обусловлено масштабами и структурой производства. С этой точки зрения все потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные, подлежащие удовлетворению, и фактически удовлетворяемые.

Абсолютные потребности выражают максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы он был в наличии. Они соответствуют последним достижениям науки и техники и подлежат удовлетворению в более или менее отдаленной перспективе. На них ориентируется производство.

Действительные потребности могут и должны быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства и являются общественно нормальными для данного периода. Соотношение между абсолютными и действительными общественными потребностями показывает степень удовлетворения обществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития и эффективности производства.

Подлежащие удовлетворению потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Эти потребности выступают в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности в условиях товарного производства выступают в форме удовлетворенного спроса.

Непроизводственные потребности отражают процесс воспроизводства рабочей силы. Они многообразны в своем проявлении. С точки зрения роли, которую они играют в воспроизводстве способностей человека к трудовой деятельности, выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Материальные потребности связаны с удовлетворением нужды в пище, одежде, жилище. Так, чтобы поддерживать организм в работоспособном состоянии, человек должен потреблять определенное количество продуктов питания, которое считается нормой их потребления. Реальное потребление продуктов питания, а значит и степень удовлетворения материальных потребностей, обусловлены уровнем дохода, предпочтением потребителя, качеством товара, т. е. экономическими, биологическими и социально-психологическими особенностями людей. Но кроме вещей, которые служат для удовлетворения физических потребностей, человеку необходима «духовная пища». Он должен получить образование, профессиональные навыки, познакомиться с информацией. Таким образом, человек удовлетворяет свои духовные потребности, диапазон которых сегодня весьма широк. Помимо всего прочего, человеку присуще стремление к творческому труду, к самореализации и самоутверждению, формой проявления которого являются социальные потребности.

Согласно очередности удовлетворения, непроизводственные –потребности бывают первичными и вторичными. К первичным относятся прежде всего материальные (питание, одежда). Они не взаимозаменяемы (например, потребность в пище и потребность в одежде должны быть удовлетворены в отдельности). Вторичные потребности могут заменяться одна другой (кино и театр). Первичные потребности более жесткие (неэластичные), они не отменяются в течение длительного времени, но их напряженность снимается быстро, по мере появления средств для их удовлетворения. Вторичные более эластичные. Их удовлетворение можно отложить, но напряженность таких потребностей снимается медленно, постепенно.

Пирами́да потре́бностей – общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

Рисунок 2 – Пирамида А. Маслоу

 

Чтобы удовлетворить ту или иную потребность, необходимо иметь определенные блага. Благами являются все вещи и услуги, которые можно использовать для удовлетворения потребностей. Ими могут быть продукты питания, обувь, одежда, воздух и т. д. Наравне с материальными продуктами потребности удовлетворяют и услуги (например, услуги парикмахера, ремонтной мастерской, юриста). Не все блага являются экономическими благами. Экономические блага являются результатом хозяйственной деятельности. Их количество ограничено по сравнению с потребностями, которые они призваны удовлетворять. Блага, не ограниченные в природе, потребление которых происходит естественно, называются свободными благами. Примером их может быть солнечный свет, атмосферный воздух.

В целом блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага — земля, продукты сельского хозяйства, здания, машины, долговые обязательства, авторские права, всевозможные права пользования и т. п. Нематериальные блага в свою очередь делятся на внутренние и внешние. Внутренние блага заключаются в самом человеке: деловые способности человека, математические, музыкальные, т. е. способности человека к действию. Внешние блага — репутация человека в обществе, его деловые связи.

Следует также различать общественные и необщественные блага. К числу первых можно отнести фундаментальные научные исследования, национальную оборону. В свою очередь они делятся на "мировые" общественные блага (научные исследования) и "национальные" (оборона, охрана порядка). От обычных благ "общественные" отличаются тем, что в их потреблении отсутствует конкуренция, они в равной мере доступны для всех.

По степени продолжительности удовлетворения потребностей блага делятся на долговременные и недолговременные. Долговременные блага потребляются постепенно в течение их последовательного использования (например, производственное оборудование). Недолговременные блага удовлетворяют потребности один раз и полностью потребляются. К ним можно отнести продукты питания, предметы труда.

Одни блага могут конкурировать друг с другом в удовлетворении потребности (масло и маргарин). Это взаимозаменяемые блага, или субституты. Другие удовлетворяют потребности человека, если используются вместе (машина и бензин). Такие блага называются взаимозаменяемыми (комплементарными).

Все блага обладают определенным уровнем полезности. В этом смысле одни блага потребитель предпочитает иметь в меньшем количестве, чем другие. Сметана, разбавленная кефиром, обладает меньшей полезностью и менее интересует потребителя. А слишком долгое потребление спиртного может вообще ухудшить состояние человека. Блага, каждая последующая единица потребления которого не приносит никакого дополнительного удовлетворения, называются экономическими "антиблагами” (или антитоварами).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: