План:
4.1 Понятие и основные признаки предприятия
4.2 Классификация предприятий
4.3 Организационно-правовые формы предприятий
4.4 Результаты хозяйственной деятельности предприятия
4.5 Среда функционирования предприятия
Понятие и основные признаки предприятия
Следует различать термины: хозяйствующий субъект, предприятие, организация, компания, фирма и бизнес.
В современных толковых, энциклопедических и экономических словарях рассматриваемым терминам соответствуют следующие понятия:
Хозяйствующий (хозяйственный, экономический) субъект – юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство, осуществляющее те или иные экономические (хозяйственные) операции от своего имени.
Предприятие – особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения прибыли.
Организация – совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.
Компания – торговое, промышленное, транспортное, страховое и другое объединение предпринимателей, частных лиц – акционеров для производственной, торговой или иной деятельности, приносящей доход и прибыль (дивиденды).
Фирма – экономически и юридически самостоятельный субъект хозяйствования, имущественно, социально и организационно обособленный участник хозяйственной деятельности, имеющий свое наименование, а также общеизвестный и общепризнанный фирменный знак отличия.
Бизнес – инициативная экономическая (предпринимательская) деятельность, осуществляемая за счет собственных и/или заемных средств на свой страх и риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода, прибыли и развитие собственного дела.
Таким образом, предприятие – организационная структура различных форм собственности, самостоятельная хозяйственная единица, выпускающая различные виды продукции, оказывающая различные услуги и выполняющая различные виды работ, основная цель которой – извлечение прибыли.
Цель предприятия — удовлетворение потребностей общества в производимой продукции и получение прибыли.
Основными признаками предприятия являются:
- производственно-техническое единство, заключающееся в общности процессов производства;
- организационное единство, означающее наличие единого руководства;
- экономическое единство, выраженное в общности материальных и финансовых ресурсов, а также экономических результатов деятельности.
- имеет обособленное имущество;
- отвечает по обязательствам своим имуществом;
- имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;
- может являться истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке, встает на налоговый учет в территориальных налоговых органах по месту регистрации.
Классификация предприятий
Все юридические лица классифицируются по следующим признакам:
а) в зависимости от целей:
- коммерческие организации – имеют своей целью получение прибыли и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- некоммерческие организации – не имеют своей целью получение прибыли и включают в себя различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность, однако прибыль, полученная ими, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для уставных целей организации.
б) по формам собственности:
- частные;
- государственные;
- смешанной формы собственности;
- собственности общественных организаций и объединений;
- собственности совместных предприятий.
в) по сферам деятельности:
- производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию;
- предприятия, предоставляющие платные услуги (ремонтные мастерские, бытовое обслуживание, юридические фирмы, предприятия сферы туризма и др.);
- предприятия, занятые посреднической деятельностью (брокерские фирмы, банки, дистрибьюторы и др.)
- научные организации;
- предприятия, сдающие в пользование имущество (лизинговые компании).
г) по размерам (согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»):
- микропредприятия (до 15 чел);
- малые (до 100 чел.);
- средние (101-250 чел.).
- крупные (свыше 250 чел);
- сверхкрупные (особо крупные) – свыше 1000 чел.
Критерием отнесения предприятия к мелкому, среднему или крупному может выступать объем производимой в определенный период времени продукции, стоимость основных производственных фондов, численность работников.






